Главная · Геморрой · Социальная роль - это поведение человека в обществе, связанное с социальным статусом. Какие существуют виды социальных ролей

Социальная роль - это поведение человека в обществе, связанное с социальным статусом. Какие существуют виды социальных ролей

Понятие социальной роли тесно связано с той функцией, которую человек выполняет в обществе, с его правами и обязанностями перед окружающими. Обществознание за всё время своего существования обогатилось несколькими определениями. Одни соотносят эту концепцию с общественным положением, что сближает со статусом. Другие предполагают, что это ожидаемое поведение.

Приведём примеры социальных ролей, так будет легче понять, о чём именно идёт речь. Допустим, есть школа. Кто в ней находится? Учитель, ученики, директор. В общественном понимании преподаватель должен хорошо знать свой предмет, уметь его объяснять, готовиться к каждому уроку, быть требовательным. У него есть определённые задачи, и он выполняет свою функцию. И от того, насколько хорошо у него это получается, зависит социальный статус и социальная роль личности.

Вместе с тем учитель может быть более требовательным, жёстким или же мягким, добродушным. Одни ограничиваются исключительно преподаванием своего предмета, другие начинают более активно участвовать в жизни своих подопечных. Кто-то принимает подарки от родителей, другие – категорически нет. Всё это оттенки одной и той же роли.

Что входит в понятие социальная роль?

Социальные роли необходимы обществу, поскольку они позволяют взаимодействовать нам с большим количеством людей без получения огромной массы информации о том, кто они такие. Когда мы видим перед собой врача, почтальона, полицейского, то у нас возникают определённые ожидания. И когда они оправдываются, это способствует порядку.

При этом у одного и того же человека может быть большое количество разных ролей: в семье – отца, мужа, в дружеской компании – рубахи-парня, на работе – начальника отдела охраны и т. п. Причём чем больше у индивидуума возможности переключиться, тем богаче и разнообразнее у него жизнь.

Особенно заметно многообразие социальных ролей в подростковом возрасте, когда человек пытается понять, что ему близко. Он может довольно долго разбираться в том, как связаны они друг с другом, со статусом, престижем, с реакцией общества, с семейным комфортом и т. д. По мере того, как у подростка формируется более зрелое и отчётливое осознание того, что ему нужно, он начинает взрослеть.

И при этом в юношеском возрасте происходит переход от одной роли к другой. А в определённом промежутке он как бы застывает на грани. Тинейджер успевает выйти из состояния ребёнка, но не войти ещё полностью в жизнь взрослого. Что часто воспринимается довольно негативно.

Теория социальных ролей

Известный исследователь в социологии, американец Мертон первым обратил внимание на то, что любой социальный статус предполагает не одну, а целый набор социальных ролей. Это и легло в основу соответствующей теории.

Сейчас в науке такая совокупность получила название ролевого набора. Считается, что чем он богаче, тем лучше для реализации самого человека. А вот если у того небольшое количество ролей или же лишь одна, то в этом случае речь идёт о патологии. Или, как минимум, о сильной изоляции от общества.

Чем ролевой набор отличается от множества ролей? Тем, что первый относится только к одному социальному статусу. А вот второе более разрозненно. Вообще социологическими фокус-группами до сих пор проводятся исследования на тему того, как изменение одной позиции влияет на статус в семье, насколько, почему.

Учёные сейчас активно проверяют, верны ли следующие суждения: социальная роль мужчины на работе никак не сказывается на его положении в семье. Как можно догадаться, полученные ответы тоже тщательно анализируют, чтобы разобраться в причинах.

Виды социальных ролей

Итак, какие виды социальных ролей вообще бывают? Существует деление, связанное с представлениями. Это ожидаемая роль, то есть то, на что настроились в семье, на работе и т. п. Второй тип – субъективная социальная роль личности. Грубо говоря, то, что каждый ждёт от себя самого, внутренние установки. И, наконец, играемая роль, характеристика того, что получилось.

Однако классификация социальных ролей этим не ограничивается. Они делятся на предписанные (женщина, дочь, русская) и на достигаемые (студентка, юрист, профессор). Также различают типы социальных формальных и неформальных ролей. В первом случае всё строго регламентировано: военный, чиновник, судья. Во втором – душа компании, волк-одиночка, лучший друг – очень много негласного, причём часто возникает стихийно.

Стоит учитывать, что на каждую роль влияет социальная установка и то, как носитель понимает поставленные перед ним задачи. Продавец в Великобритании и в Иране на рынке – это две большие разницы.

Понятие социальной роли в развитии

Учтите, что сегодня многое довольно активно меняется. Так, социальная роль женщины в современном обществе в семье, на работе и т. п. стала совершенно другой по сравнению с тем, что было ещё 100 лет назад. И это же касается мужчин, подростков, представителей самых разных групп. То, что в наши дни относят к разрешённым вариантам поведения, ещё несколько десятков лет тому назад могло бы жестоко оскорбить окружающих.

Зачем нужно отслеживать эту динамику? Чтобы понимать, в каком мире мы живём, куда движемся, с какими типами социальных ролей придётся иметь дело в будущем. Учёные уже сейчас собирают мнения, например, верны ли следующие суждения: брак как институт отжил своё, детей физически нельзя наказывать, животные имеют права на уголовную защиту от насилия.

Что показывают такие тенденции? Анализируя мнение многих, можно увидеть потребности социума. И понять, куда именно мы придём, потому что существующий социальный запрос рано или поздно будет удовлетворён. В настоящем обществоведы констатируют возрастающее значение права в жизни большинства.

К примеру, многие молодожёны, заполняя анкету, верны ли следующие суждения, указали что они действительно подписали брачный контракт. То, что ещё лет 15 тому назад казалось шокирующей подробностью из мира олигархов, теперь коснулось представителей среднего класса.

Разновидности социальных статусов

Поскольку вопрос социальной роли очень тесно связан со статусом, нужно хотя бы кратко разобраться с этим понятием. И верны ли следующие суждения: роль и статус – это одно и то же или очень близкие понятия? Как вы сможете увидеть в ближайшее время, речь о разных понятиях.

Итак, рассматривают личный статус, тот, который человек получает в первичной группе, и социальный, он приобретает его позднее, добиваясь чего-то своим умом, поведением, работой. Также социологи выделяют основной, базовый статус, с которым многие люди себя ассоциируют в первую очередь, и временные, побочные. Они возникают на короткие сроки ситуативно.

Необходимо отметить, что роли и статусы в обществе неравнозначны друг другу. Существует определённая иерархия, обусловленная системой ценностей и значимостью обладателя того или иного статуса, тем, насколько он важен для социума, на сколько и на что способен повлиять.

Всё это непосредственное касается вопроса престижа. И чем большее значение имеет тот или иной статус, тем сильнее старается человек при выполнении определённой роли, как правило.

Социальная роль - образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе.

Это модель поведения человека , объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль - «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус» . Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно , К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества - это невротик . Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты , возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

Ирвинг Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределённости и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнёров.

Понятие «социальная роль » было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х годах, причём первый трактовал понятие «социальная роль» как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй - в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение социальной роли как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о социальной роли как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные социальные роли оказываются плохо совместимыми.

Виды социальных ролей в обществе

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами, обычаями.
  • Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне тяжело как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Характеристики социальных ролей

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом . Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу . Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.
  • По способу получения . Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации . Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации . В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определённом смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жёсткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Социальная роль

Социа́льная роль - модель поведения человека , объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль - это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль - «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус» .

История термина

Понятие "социальная роль" было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал понятие "социальная роль" как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй - в плане непосредственного взаимодействия людей, "ролевой игры", в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение "социальная роль" как "динамического аспекта статуса" закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о "социальная роль" как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные "социальная роль" оказываются плохо совместимыми. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно , К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества - это невротик . Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Ирвин Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределенности и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнеров.

Определение понятия

Социальная роль - динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом . Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу . Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.
  • По способу получения . Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации . Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации . В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Ролевые конфликты

Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).

См. также

Библиография

  • «Игры, в которые играют люди» Э. Берн

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Чачба, Александр Константинович
  • Фантоцци (фильм)

Смотреть что такое "Социальная роль" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ - нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Понятие «роль» было введено независимо друг от друга… … Новейший философский словарь

    Социальная роль - стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется: названием; позицией индивида; выполняемой функцией в системе социальных отношений; и… … Словарь бизнес-терминов

    социальная роль - socialinis vaidmuo statusas T sritis švietimas apibrėžtis Žmogaus elgesio būdų visuma, būdinga kuriai nors veiklos sričiai. Visuomeninis individo statusas (užimama vieta, pareigos ir atsakomybė) sukelia lūkestį, kad vaidmuo bus atliktas pagal… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    социальная роль - socialinis vaidmuo statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Laikymasis normų, nustatančių, kaip turi elgtis tam tikros socialinės padėties žmogus. atitikmenys: angl. social role mode vok. soziale Rolle, f rus. амплуа; социальная роль … Sporto terminų žodynas

    социальная роль - socialinis vaidmuo statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Socialinio elgesio modelis, tam tikras elgesio pavyzdys, kurio tikimasi iš atitinkamą socialinę padėtį užimančio žmogaus. atitikmenys: angl. social role mode vok. soziale… … Sporto terminų žodynas

    Социальная роль - (см. Роль социальная) … Экология человека

    Социальная роль - Нормативно одобренный обществом образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную социальную позицию. Социальные роли, типичные для данного общества, усваиваются человеком в процессе его социализации. С.р. напрямую связана с… … Словарь социолингвистических терминов

Социальная роль - это социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений."

Социальная роль - это нормативно одобренный и предписанный обществом или социальной группой способ, алгоритм, шаблон деятельности и поведения личности, добровольно или принудительно ею принимаемый при реализации определенных социальных функций. Социальная роль - это модель поведения личности, обусловленная ее статусом.

Существует точка зрения, что социальная роль - это совокупность социальных норм, освоить которые общество или группа побуждает или принуждает индивида. Обычно же социальную роль определяют как динамический аспект статуса, как перечень реальных функций, заданных группой ее члену как набор ожидаемых поведенческих стерео типов, связанных с выполнением конкретной работы.

Американский социальный психолог Т.Шибутани вводит понятие конвенциальной роли.Онпытается провести различие между социальной и конвенциальной ролями, однако это не удается сделать достаточно строго и очевидно.

Конвенциальная роль, по Т. Шибутани, - это представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от субъекта в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместном действии. Представляется, что его конвенциальную роль с весьма незначительными погрешностями можно рассматривать синонимом роли социальной. Очень важно, что, в пониманий Т. Шибутани, роли определяются как шаблон, алгоритм взаимных прав и обязанностей, а не только как поведенческий стандарт. Обязанность, отмечает он, - это то, что субъект чувствует вынужденным делать, исходя из роли, которую он играет, а другие люди ожидают и требуют, чтобы он поступал определенным образом. Однако совсем уж оторвать шаблон от поведения невозможно: именно поведение выступаете конечном счете мерилом того, адекватно или неадекватно реализуется конвенциальная роль.

Другой американский психолог, Т. Парсонс, определяет роль как структурно организованное, нормативно регулируемое участие лица в конкре ном процессе социального взаимодействия с определенными конкретными ролевыми партнерами. Он считал, что любую роль можно описать следующими пятью основными характеристиками: эмоциональностью; различные роли требуют различной степени проявления эмоциональности; способом получения: одни роли предписываются, другие авоевываются; структурированностью: часть ролей сформирована и строго ограничена, другая-размыта; формализацией: часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, заданных извне или самим субъектом, другая - реализуется спонтанно, творчески; мотивацией: системой личностных потребностей, которые удовлетворяются самим фактом исполнения ролей.

Социальные роли различим по своей значимости. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение же социальной роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям (эспектацией) окружающих.

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением практически не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, особенно важно соответствие роли интересам и потребностям личности. Индивид, не оправдавший ожиданий, вступает в конфликте обществом и навлекает на себя общественные и групповые санкции.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстники, например, ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Ролевой конфликт - это переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является.

Возможны следующие конфликты:

Внутриличностный: вызывается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных социальных ролях и тем более - водной социальной роли;

Внутриролевой: возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;

Личностно-ролевой: возникает из-за несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

Инновационный: появляется как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентации и требований новой социальной ситуации.

Каждый человек имеет определенное представление о том, как он будет исполнять ту или иную свою роль. Различные роли по-разному важны для личности.

Ролевая структура личности может быть интегрированной или дезинтегрированной в зависимости от гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Внутренняя структура личности (картина мира, желания, установки) может располагать к одним социальным ролям и не способствовать выбору других социальных ролей. Ролевые ожидания тоже не случайные ситуационные факторы, они вытекают из требований социальной, в том числе корпоративной, системы.

В зависимости от норм и ожиданий, приписываемых той или иной социальной роли, последние могут быть:

Представляемыми ролями (система ожиданий индивида и определенных групп);

Субъективными ролями (ожидания, которые связывает человек со своим статусом, т.е. его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами);

Играемые роли (наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом).

Существует нормативная структура исполнения социальной роли, которая состоит из:

Описания поведения (характерного для данной роли);

Предписания (требования к этому прведению);

Оценки исполнения предписанной роли;

Санкций за нарушение предписанных требований.

Поскольку личность - это сложная социальная система, можно говорить о том, что она есть совокупность социальных ролей и ее индивидуальных особенностей,

Люди по-разному идентифицируют себя со своей социальной ролью. Некоторые максимально сливаются с ней и ведут себя в соответствии с ее предписаниями везде и всюду, даже там, где это совершенно не требуется. Бывает, что различные социальные роли, присущие одному и тому же субъекту, имеют у него различный ранг, различную личностную значимость, актуальность. Иначе говоря, субъект далеко не одинаково идентифицирует себя со всеми своими ролями: с одними, личностно значимыми, - больше, с другими - меньше. Случается настолько сильное дистанцирование от роли, что можно говорить о ее перемещении из актуальной части сферы сознания на периферию либо даже о вытеснении из сферы сознания полностью.

Опыт практикующих психологов подсказывает, что если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то в рамках этой роли у него проявляются внутренний и внешний конфликты.

Различные роли осваиваются в процессе социализации. В качестве примера приведем ролевой репертуар малой группы:

Лидер: член группы, за которым остальныепризнают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, решения, затрагивающие интересы членов группы и определяющие направление и характер деятельности и поведения всей группы (подробнее об этом - в теме «Лидерство как социально-психологический феномен»);

Эксперт: член группы, имеющий специальные знания, способности, навыки, которые группе требуются или которые группа просто уважает;

Пассивно и легко приспосабливающиеся члены: они стремятся сохранить свою анонимность;

- «крайний» член группы: отстает от всех из-за личностных ограничений или страхов;

Противник: оппозиционер, активно выступающий против лидера;

Мученик: взывающий о помощи и отказывающийся от нее;

Моралист: член группы, который всегда прав;

Перехватчик: член группы, захватывающий инициативу у лидера;

Любимчик: член группы, пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите;

Агрессор;

Шут;

Провокатор;

Защитник;

Нытик;

Спасатель;

Педант;

Жертва и т.д.

Группа всегда стремится расширить репертуар ролей. Индивидуальное исполнение роли человеком имеет личностнуюокраску, которая зависит от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления больше или меньше соответствовать ожиданиям окружающих (например, стать отцом легко, трудно быть отцом).

В социологии понятие социальной роли фигурирует с конца 19 века, хотя официально этот термин появился только в конце 20 столетия в рамках теории Р. Линтона.

Данная наука рассматривает общество или другую организованную группу в виде совокупности индивидов с определенным статусом и моделью поведения. Что же подразумевают под понятиями социальные статусы и роли, а также какое значение они имеют для человека, мы расскажем далее и приведем примеры.

Определение

Для социологии термин «социальная роль» означает модель ожидаемого от человека поведения, которое соответствовало бы установленным обществом правам и нормативным обязанностям. То есть это понятие рассматривает связь между функцией личности и ее позицией в социуме либо межличностных отношениях.

Также можно сказать, что социальная роль – это определенный алгоритм действий, предписываемых человеку обществом, которому он должен следовать, чтобы осуществлять в социуме полезную деятельность. Модель поведения или предписанный алгоритм действий человек при этом примеряет на себя либо добровольно, либо принудительно.

Впервые такое определение появилось в 1936 году, когда Ральф Линтон предложил свою концепцию того, как происходит взаимодействие индивида с социумом в условиях ограниченного алгоритма действий, продиктованных конкретным сообществом. Так появилась теория социальных ролей. Она позволяет понять, каким образом человек может себя идентифицировать в определенных социальных рамках и как такие условия могут повлиять на становление его как личности.

Обычно данное понятие рассматривается как один из динамических аспектов статуса индивида. Выступая в роли члена общества или группы и принимая на себя ответственность за выполнение определенных функций, человек должен следовать правилам, установленным этой самой группой. Этого от него ждут остальные участники сообщества.

Если рассматривать понятие социальной роли на примере организации, то можно понять, что управляющий предприятием, обучающий персонал, и получающие знания лица – это действующее организованное сообщество, нормы и правила в котором прописаны для каждого участника. В учебном заведении директор отдает приказы, которым должны подчиняться учителя.

В свою очередь педагоги имеют право требовать от учеников выполнения правил, предписанных для их социального статуса нормативами организации (делать уроки, проявлять уважение к преподавателям, соблюдать тишину во время уроков и т.д.) В то же время для социальной роли ученика допустима определенная свобода, связанная с проявлением его личностных качеств.

Для каждого участника ролевых отношений известны предписанные нормативные требования и индивидуальные оттенки полученного им статуса. Поэтому модель поведения человека в конкретном социальном круге является ожидаемой для остальных членов этой группы. Это значит, что другие участники сообщества в значительной степени могут предсказывать характер действий каждого из его членов.

Классификация и разновидности

В рамках своего научного направления данное понятие имеет свою классификацию. Так, социальные роли делятся на виды:

1. Социальные или конвенциональные роли, обусловленные профессиональной деятельностью или стандартизированной системой взаимоотношений (воспитатель, педагог, ученик, продавец). Они выстраиваются на основании предписанных сообществом правил, норм и обязанностей. При этом не учитывается, кто именно является исполнителем той или иной роли.

В свою очередь этот вид делится на основные социально-демографические модели поведения, где бывают такие социальные роли в семье, как супруг и супруга, дочка, сын, внучка, внук и т.д. Если взять за основу биологическую составляющую, то можно выделить также такие социальные роли личности, как женщина/мужчина.

2. Межличностные – роли, обусловленные взаимоотношениями людей в ограниченных условиях и индивидуальными особенностями каждого из них. К ним можно отнести любые отношения между людьми, в том числе и конфликтные, возникающие на почве эмоциональных проявлений. В этом случае градация может выглядеть следующим образом: кумир, лидер, игнорируемый, привилегированный, обиженный и т.д.

Наиболее наглядные примеры здесь: подбор актера для исполнения конкретной роли с учетом его внешних данных, способностей, специфических социально-типических проявлений. Каждый актер склоняется к определенному амплуа (трагик, герой, комик и т.п.). Личность примеряет на себя наиболее типичную модель поведения или своеобразное амплуа, которое позволяет окружающим в той или иной степени предполагать дальнейшие действия человека.

Эти виды социальных ролей существуют в каждом организованном сообществе, причем наблюдается четкая связь между продолжительностью существования группы и вероятностью типичных для нее проявлений в поведении участников. Стоит заметить, что от сложившегося годами стереотипа, привычного для человека и социума, крайне трудно бывает избавиться с течением времени.

Рассматривая данную тему, нельзя обойти стороной классификацию по характеристикам каждой конкретной роли. Их смог выделить известный социолог из Америки Т. Парсонс, чтобы получить наиболее полное представление о термине «социальная роль личности». Для каждой модели он предложил сразу четыре отличительных свойства.

1. Масштабность. Эта характеристика зависит от широты межличностных отношений, наблюдаемых между участниками конкретной группы. Чем теснее общение между людьми, тем больше в таких отношениях значимости. Здесь можно привести наглядный пример отношений мужа и жены.

2. Способ получения. Ссылаясь на этот критерий, можно выделить роли, достигаемые человеком и приписанные ему обществом. Можно говорить о поведенческих шаблонах, свойственных различным возрастным категориям или представителям определенного пола.

Гендерные представления человека относительно его роли закрепляет школа. Биологические особенности индивидуума и сложившиеся в обществе гендерные стереотипы предопределяют дальнейшее формирование под влиянием окружающей среды.

Уместным будет отметить, что в настоящее время модель поведения не так привязана к характерным проявлениям конкретного пола, нежели ранее. Таким образом, социальная роль женщины теперь включает не только обязанности матери и домохозяйки, но распространяется и на другие области.

В свою очередь с изменением условий современного общества изменилось и понятие мужской социальной роли. Однако семейная модель поведения для обеих сторон теоретически является уравновешенной, а фактически – нестабильной.

Это модели, предписанные социумом для каждого человека, которому для получения оправдания от окружения не придется прикладывать усилий. В качестве достигаемых ролей можно рассматривать результаты деятельности индивида, указывающие на его социальный статус (например, карьерный рост).

3. Степень формализации, от которой зависит становление личности и ее функции. Относительно данного критерия, социальный статус личности может формироваться под влиянием нормативных требований, а может развиваться произвольно. К примеру, взаимоотношения между людьми в военной части регламентируются уставом, в то время как друзья руководствуются личными чувствами и эмоциями.

4. Тип мотивации. Каждый человек при выборе модели поведения руководствуется личным мотивом. Это может быть финансовая выгода, продвижение по карьерной лестнице, желание быть любимым и т.д. В психологии есть два типа мотивации – внешняя, которая возникает под влиянием окружения, и внутренняя, которую определяет для себя сам субъект.

Процесс выбора и становления роли

Роль человека в социальном окружении не возникает спонтанно. Процесс ее становления проходит несколько этапов, завершаясь личности в обществе.

Сначала человек обучается базовым навыкам – практикуясь, применяет полученные в детстве теоретические знания. Также к начальному этапу относится развитие мыслительных способностей, которые будут совершенствоваться на протяжении всей дальнейшей жизни человека.

На следующем этапе развития социальную личность ожидает воспитание. В течение практически всей жизни индивидуум получает новые навыки и знания от воспитателей, учителей, педагогов и, конечно же, родителей. По мере взросления новую информацию индивид будет получать от своего окружения, из средств массовой информации и других источников.

Не менее важной составляющей социализации личности является образование. Здесь главным персонажем выступает сам человек, выбирая наиболее типичные для себя навыки и направление для дальнейшего развития.

Следующий этап социализации – защита. Она подразумевает совокупность процессов, направленных на снижение значимости факторов, которые могли бы травмировать личность в процессе ее становления. Используя определенные социальные приемы защиты, субъект будет ограждать себя от среды и условий, в которых ему будет морально дискомфортно.

Завершающая фаза – адаптация. В процессе социализации человеку приходится приспосабливаться к своему окружению, учиться общаться с другими членами общества и поддерживать с ними контакт.

Процессы, благодаря которым определяется социальная роль и социальный статус индивидуума, очень сложны. Но без них человек не сможет стать полноценной личностью, поэтому они столь значимы в жизни каждого. Социологи утверждают, что есть две фазы, способствующие приспособлению индивида к своей социальной роли:

  • Адаптация. В этом периоде человек познает правила и нормы поведения, установленные обществом. Осваивая новые законы, человек начинает вести себя соответствующе.
  • Интериоризация. Она предусматривает принятие новых условий и правил с одновременным отказом от старых устоев.

Но возможны и «сбои» в процессе социализации личности. Часто они происходят на фоне нежелания либо неумения субъекта выполнять условия и требования, которые предусматривает социальная роль человека в обществе.

Ролевые конфликты также связаны с тем, что каждому участнику общества свойственно исполнять сразу несколько ролей. Например, требования, предъявляемые к подростку родителями и сверстниками, будут разными, а потому его функции в роли друга и сына не могут соответствовать ожиданиям и первых, и вторых.

Определение конфликта в этом случае равносильно комплексу сложных эмоциональных состояний. Они могут возникать у субъекта по причине несовпадения либо противоречивости предъявляемых к нему требований разными социальными кругами, участником которых он является.

В то же время все роли человека очень важны для него. При этом он может совершенно по-разному идентифицировать значимость каждой из них. Индивидуальное проявление социальных ролей субъектом имеет специфический оттенок, который напрямую зависит от приобретенных знаний и опыта, а также от желания и стремления человека оправдать ожидания общества, членом которого он является. Автор: Елена Суворова