Главная · Виды заболеваний · Шпаргалка: Физиологические основы психики и здоровья человека. Физиологические механизмы психики человека. Мозг и психика

Шпаргалка: Физиологические основы психики и здоровья человека. Физиологические механизмы психики человека. Мозг и психика

Общая характеристика психической деятельности человека . Согласно теории отражения психика - это специфическое свойство высокоорганизованной материи - головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений существующего вне нас и независимо от нас материального мира. Таким образом, наши ощущения, представления, мысли - субъективный образ объективной действительности.

Психика прошла длительный путь развития от самых элементарных форм ощущения до сознания человека.

Сознание как высшая форма психической деятельности . Высшей формой отражения действительности является сознание. С помощью его не только отражается действительность, но и целенаправленно регулируются формы контакта человека с окружающим миром.

В отличие от животных, которые оценивают мир в основном за счет чувственных ощущений, у человека познание мира происходит и за счет таких сложных форм отражения, как представление, мышление и т.п. Сознание - это общественно-исторический продукт, оно сформировалось в процессе общественной трудовой деятельности. Однако, будучи общественным продуктом, сознание существует как свойство отдельной личности, так как представляет субъективные переживания данного человека на фоне всего существующего личного и исторического опыта.

В понимании сознания выделяют осознание и самосознание . Соотношение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт человека есть процесс осознания действительности. Самосознание же - это осознание самого себя, осознание, объектом которого является сама личность, собственное "Я ", собственные психические и физиологические качества. Только на основе единства осознания себя и осознания окружающей действительности может быть обеспечена высшая форма саморегуляции, присущая только человеческой личности.

Сознание включает в себя такие формы психической деятельности, как ощущения, восприятия, внимание, чувства, воля. Каждое из них является лишь частью единого целого - сознания. От простого созерцания к представлению, от него - к абстрактному мышлению - вот путь познания. Познавая действительность, человек эмоционально переживает свое отношение к познанному. Эмоции - тоже одна из сторон сознания.

Обращенность сознания к практической деятельности составляет волю. Психические процессы, познавательные или волевые, всегда направлены на определенные предметы и явления. Внимание как объективная направленность психических процессов также является одной из сторон сознания. Сознание становится объективным как для самого человека, так и для других людей посредством речи.

Физиологический подход к изучению психической деятельности . Вся история изучения психики человека - результат сложного взаимодействия философских концепций и естественнонаучных исследований. В физиологии И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов многое сделали для естественнонаучного объяснения проблемы сознания. Возникло новое направление - психофизиология, задача которой является объяснение психических явлений физиологическими механизмами.

Уровни активации психической деятельности . Ответная реакция организма на каждый воздействующий стимул в значительной мере зависит от того функционального состояния, в котором нервная система находится. Всякая деятельность человека, как мыслительная, так и поведенческая, предполагает наличие определенных условий в виде фона психической активности, при котором эта деятельность может протекать наиболее успешно. Уровень психической активности - результат широкого взаимодействия различных физиологических процессов.

Различают следующие уровни активности человека:

Сон - такое состояние организма, которое характеризуется прекращением или значительным снижением двигательной активности, понижением функции анализаторов, более или менее полным отключением сознания.

Бодрствование - характеризуется повышением анализаторной и двигательной активности, включением сознания и поддерживается в результате падающих на организм раздражений. Спокойное бодрствование, внимание, активная деятельность, эмоции, сверхвозбуждение - уровни бодрствования. Каждое из них связано с определенным функциональным состоянием ЦНС.

Выделяют две формы процессов активации. К первой относятся ориентировочные реакции, обусловленные функционированием быстродействующей системы регуляции процессов активации. Вторая - обеспечивает сдвиги функционального состояния и связана с работой медленно действующей регулирующей системы. Процессы активации, в зависимости от того фона, на котором они протекают, разыгрываются по разному. Скажем, внимание возможно только на уровне активного бодрствования, а для адекватного протекания эмоций необходим более высокий уровень возбуждения ЦНС.

Физиологические основы поведения человека . Поведение является внешним выражением высшей нервной деятельности и психических функций человека. В следующих лекциях мы попытаемся рассмотреть некоторые вопросы физиологии высшей нервной деятельности (ВНД) и механизмы организации целенаправленного поведения более подробно.

Физиология высшей нервной деятельности . Необходимым условием существования живого организма является постоянный обмен веществ с окружающей природой. Во взаимодействии с внешней средой организм выступает как единое целое. Объединение организма в единое целое и взаимодействие его с окружающей средой осуществляется нервной системой. Деятельность нервной системы, направленная на осуществление взаимодействия организма со средой и себе подобными называется высшей нервной деятельностью.

Высшая нервная деятельность является деятельностью рефлекторной. Это значит, что она причинно обусловлена воздействиями из внешней и внутренней среды организма. Эти воздействия воспринимаются соответствующими рецепторами тела, трансформируются в нервное возбуждение и поступают в нервные центры, где осуществляется анализ и синтез поступившей информации и на этой основе формируется ответная реакция организма. Она вызывается нервными импульсами, идущими от нервных центров по эфферентным путям к исполнительным органам. Такая реакция называется рефлексом.

Рефлексы делятся на две основные группы: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы - это врожденные рефлексы, осуществляющиеся по постоянным, имеющимся от рождения рефлекторным дугам. Примером безусловного рефлекса является деятельность слюной железы во время акта еды, мигание при попадании в глаз соринки, оборонительные движения при болевых раздражениях и многие другие реакции подобного типа. Безусловные рефлексы у человека и высших животных осуществляются через подкорковые отделы ЦНС (спинной, продолговатый, средний, промежуточный мозг и базальные ганглии). Вместе с тем центр любого безусловного рефлекса (БР) связан нервными связями с определенными участками коры, т.е. имеется т.н. корковое представительство БР. Различные БР (пищевые, оборонительные, половые и др.) могут иметь различную сложность. К БР, в частности, относят и такие сложные врожденные формы поведения животных, как инстинкты.

БР играют, несомненно, большую роль в приспособлении организма к окружающей среде. Так, наличие врожденных рефлекторных сосательных движений у млекопитающих обеспечивает им возможность питания молоком матери на ранних стадиях онтогенеза. Наличие врожденных защитных реакций (мигание, кашель, чихание и т.д.) обеспечивает защиту организма от попадании инородных тел в дыхательные пути. Еще более очевидно исключительное значение для жизни животных различного рода врожденных инстинктивных реакций (постройка гнезд, нор, убежищ, забота о потомстве и т.д.).

Следует иметь в виду, что БР не являются абсолютно постоянными, как это полагают некоторые. В известных пределах характер врожденного, безусловного рефлекса может изменяться в зависимости от функционального состояния рефлекторного аппарата. Например, у спинальной лягушки раздражение кожи стопы может вызвать различную по характеру безусловно рефлекторную реакцию в зависимости от исходного состояния раздражаемой лапы: при разогнутой лапе это раздражение вызывает ее сгибание, при согнутой - разгибание.

Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма лишь в относительно постоянных условиях. Изменчивость их крайне ограниченна. Поэтому для приспособления к непрерывно и резко изменяющимся условиям существования одних безусловных рефлексов недостаточно. В этом убеждают встречающиеся нередко случаи, когда инстинктивное поведение, так поражающее своей "разумностью" в обычных условиях, не только не обеспечивают приспособления в резко изменившейся ситуации, но становится даже совершенно бессмысленным.

Для более полного и тонкого приспособления организма к постоянно меняющимся условиям жизни у животных в процессе эволюции выработались более совершенные формы взаимодействия с окружающей средой в виде т.н. условных рефлексов.

Условные рефлексы не являются врожденными, они образуются в процессе индивидуальной жизни животных и человека на базе безусловных. Условный рефлекс образуется благодаря возникновению новой нервной связи (временной связи по Павлову) между центром безусловного рефлекса и центром, воспринимающим сопутствующее условное раздражение. У человека и высших животных эти временные связи образуются в коре больших полушарий головного мозга, а у животных, не имеющих коры - в соответствующих высших отделах ЦНС.

Безусловные рефлексы могут сочетаться с самыми разнообразными изменениями во внешней или внутренней среде организма, а поэтому на базе одного безусловного рефлекса может быть образовано множество условных рефлексов. Это значительно расширяет возможности приспособления животного организма к условиям жизни, так как приспособительная реакция может быть вызвана не только теми факторами, которые непосредственно вызывают изменения функций организма, а иногда угрожают самой его жизни, но и теми, которые лишь сигнализируют о первых. Благодаря этому приспособительная реакция возникает заблаговременно.

Условные рефлексы характеризуются чрезвычайной изменчивостью в зависимости от ситуации и от состояния нервной системы.

Итак, в сложных условиях взаимодействия с окружающей средой приспособительная деятельность организма осуществляется как безусловно рефлекторным, так условно рефлекторным путем, чаще всего в форме сложных систем условных и безусловных рефлексов. Следовательно, высшая нервная деятельность человека и животных представляет собой неразрывное единство врожденных и индивидуально приобретенных форм приспособления, представляет результат совместной деятельности коры больших полушарий и подкорковых образований. Однако ведущая роль в этой деятельности принадлежит коре.

Методы исследования ВНД . Основной метод исследования ВНД - метод условных рефлексов. Наряду с ним для исследования функций высших отделов ЦНС используется и целый ряд других методов - клинический, методы выключения разных отделов мозга, раздражения, морфологические, биохимические и гистохимические методы, методы математического и кибернетического моделирования, ЭЭГ, множество методов психологического тестирования, методы изучения разных форм навязанного или спонтанного поведения в стандартных или меняющихся условиях и т.д. О них Вы более подробно узнаете на практических занятиях.

Условия образования временной связи . Условный рефлекс у животных или человека может быть выработан на базе любого безусловного рефлекса при соблюдении следующих основных правил (условий). Собственно, этот вид рефлексов и был назван "условным", так как для своего образования требует определенных условий.

1.Необходимо совпадение во времени (сочетание) двух раздражителей - безусловного и какого-либо индифферентного (условного).

2. Необходимо, чтобы действие условного раздражителя несколько предшествовало действию безусловного.

3. Условный раздражитель должен быть физиологически более слабым по сравнению с безусловным, и возможно более индифферентным, т.е. не вызывающим значительной реакции.

4. Необходимо нормальное, деятельное состояние высших отделов ЦНС.

5. Во время образования условного рефлекса (УР) кора головного мозга должна быть свободна от других видов деятельности. Иначе говоря, во время выработки УР животное необходимо оградить от действия посторонних раздражителей.

6. Необходимо более или менее длительное (в зависимости от эволюционной продвинутости животного) повторение таких сочетаний условного сигнала и безусловного раздражителя.

При несоблюдении этих правил УР вовсе не образуются, или образуются с трудом и быстро угасают.

Для выработки УР у различных животных и человека разработаны различные методики (регистрация слюноотделения - это классическая Павловская методика, регистрация двигательно-оборонительных реакций, пищедобывательных рефлексов, лабиринтные методы и т.п.). Механизм образования условного рефлекса. Условный рефлекс образуется при сочетании БР с индифферентным раздражителем.

Одновременное возбуждение двух пунктов ЦНС приводит в конце концов к возникновению между ними временной связи, благодаря чему индифферентный раздражитель, ранее никогда не связанный с сочетаемым безусловным рефлексом, приобретает способность вызывать этот рефлекс (становится условным раздражителем). Таким образом, в основе физиологического механизма образования УР лежит процесс замыкания временной связи.

Процесс образования УР представляет собой сложный акт, характеризующийся определенными последовательными изменениями в функциональных взаимоотношениях между участвующими в этом процессе корковыми и подкорковыми нервными структурами.

В самом начале сочетаний индифферентного и безусловного раздражителей у животного возникает ориентировочная реакция под действием фактора новизны. Эта врожденная, безусловная реакция выражается в торможении общей двигательной активности, в повороте туловища, головы и глаз в сторону раздражителей, в настораживании ушей, обонятельных движениях, а также в изменениях дыхания и сердечной деятельности. Она играет значительную роль в процессе образования УР, повышая активность корковых клеток благодаря тонизирующим влияниям со стороны подкорковых образований (в частности, ретикулярной формации). Поддержание необходимого уровня возбудимости в корковых пунктах, воспринимающих условный и безусловный раздражители, создает благоприятные условия для замыкания связи между этими пунктами. Постепенное повышение возбудимости в этих зонах наблюдается с самого начала выработки Ур. И когда оно достигает определенного уровня, начинают проявляться реакции на условный раздражитель.

При образовании УР имеет немаловажное значение эмоциональное состояние животного, вызванное действием раздражителей. Эмоциональный тон ощущения (боль, отвращение, удовольствие и т.д.) уже сразу определяют самую общую оценку действующих факторов - полезны они или вредны, и сразу активизируют соответствующие компенсаторные механизмы, способствуя срочному формированию приспособительной реакции.

Появление первых реакций на условный раздражитель знаменует лишь начальный этап формирования УР. В это время он еще непрочен (проявляется не на каждое применение условного сигнала) и носит обобщенный, генерализованный характер (реакцию вызывает не только конкретный условный сигналь, но и сходные с ним раздражители). Упрощение и специализация УР наступают лишь после дополнительных сочетаний.

В процессе выработки УР изменяется его взаимоотношение с ориентировочной реакцией. Резко выраженная в начале выработки УР, по мере упрочения УР ориентировочная реакция ослабляется и исчезает.

Место замыкания временной связи . И.П. Павлов долгое время считал, что УР-связь замыкается между корковым центром, воспринимающим условный раздражитель, и подкорковым центром безусловного рефлекса. Однако позднее, когда были накоплены новые экспериментальные данные, Павлов пришел к выводу, что замыкание временной связи происходит полностью в коре, между корковым концом анализатора, воспринимающего условный раздражитель, и корковым представительством безусловного рефлекса. После удаления коры условные рефлексы исчезают, а безусловные становятся более грубыми и инертными, менее точными и совершенными, хуже приспособленными к качеству, силе и продолжительности раздражителей. Если удалить у собаки одно полушарие головного мозга, то на поврежденной стороне, несмотря на полную сохранность безусловно-оборонительного рефлекса, не может быть выработан не его базе условный рефлекс, тогда как на здоровой стороне он легко вырабатывается.

Дальнейшие исследования структуры дуги безусловного рефлекса показали что она в своей центральной части состоит из многих параллельных ветвей, проходящих через различные уровни ЦНС.

Корковый пункт условного раздражителя в принципе имеет такую же структуру, как корковое представительство безусловного рефлекса, так как условный раздражитель сам по себе вызывает соответствующую безусловно-рефлекторную реакцию, особенно, если в качестве условного раздражителя взять какой-нибудь механический, электрический или химический раздражитель. Поэтому при сочетании условного и безусловного раздражителей временная связь по существу замыкается между корковыми представительствами двух безусловных рефлексов, т.е. между нейронами корковых ветвей их рефлекторных дуг. Следовательно, процесс образования условного рефлекса можно рассматривать как корковый синтез двух (или нескольких) безусловных рефлексов.

Такое представление о месте и характере замыкания временной связи подтверждается экспериментальными исследованиями Э.А. Асратяна. Если подобрать два безусловных раздражителя примерно одинаково физиологической силы, например, пищевой и оборонительный, а затем сочетать их строго попеременно (то в одной, то в обратной последовательности), то образуется условный рефлекс в необычной форме. Каждый из безусловных раздражителей будет вызывать как двигательную, так и секреторную реакцию. Электрокожное раздражение становится сигналом пищи, а пища - сигналом электрокожного раздражения. Следовательно‑ временные связи могут быть двусторонними.

Важную роль в процессах образования УР играет ретикулярная формация мозгового ствола. Она получает коллатерали от всех чувствительных путей, идущих к коре мозга. Вследствие этого она возбуждается при любом афферентном раздражении. При своем возбуждении РФ оказывает возбуждающее диффузное влияние на всю ЦНС, в том числе и на кору. Она оказывает большое влияние на процесс образования УР, поддерживая такое функциональное состояние корковых клеток, которое обеспечивает оптимальные условия для замыкания временной связи.

При исследовании роли РФ было установлено, что разрез по всей толще коры полушарий, разобщающий друг от друга центры условного и безусловного раздражителей, не препятствуют осуществлению ранее выработанного рефлекса или образованию нового. Эти факты послужили основанием для утверждения, что замыкание временной связи осуществляется в РФ по схеме: кора-подкорка-кора.

Однако приведенный факт не может служить еще бесспорным и прямым доказательством того, что временные связи замыкаются не в коре. Так, показано, например, что двигательный пищевой условный рефлекс на свет сохраняется у животного после операции "подрезки" участков зрительной и двигательной зон коры, т.е. когда пересекались пути, восходящие к этим участкам от РФ. По-видимому, более верным будет считать, что временные связи могут образовываться на различных уровнях ЦНС, и, как показано в последнее время, даже на уровне вегетативных ганглиев, однако инициативная и ведущая роль в этом процессе в естественных условиях принадлежит корковым клеткам. На основании морфологических и электрофизиологических исследований, в частности, электрической активности клеток различных слоев коры во время образования УР высказывается предположение, что временная связь замыкается, вероятно, на клеточных телах вставочных нейронов. Сам процесс замыкания временной связи заключается, по мнению многих ученых, в том, что ранее бездействующие синапсы вставочных нейронов становятся проходимыми для нервных импульсов при сочетании условного и безусловного раздражителей.

Согласно гипотезе конвергентного замыкания условного рефлекса П.К. Анохина индифферентный и безусловный раздражители вызывают генерализованную активацию коры (благодаря участию РФ) т.е. каждый из них вызывает сразу возбуждение разнообразных нейронов в различных областях коры. При сочетании этих раздражителей имеет место конвергенция двух восходящих возбуждений (индифферентного и безусловного) по клеткам коры больших полушарий. Происходит перекрытие этих возбуждений на одном и том же корковом нейроне и их взаимодействие. В результате такого взаимодействия возникают и стабилизируются временные связи на различных корковых элементах, находящихся в различных участках мозга.

Физиологический механизм замыкания временной связи . Образование временной связи, по Павлову, является результатом взаимодействия двух одновременно возбуждаемых пунктов коры. Наличие двух очагов возбуждения в коре закономерно вызовет движение процесса возбуждения от более слабого (вызванного индифферентным раздражителем) к более сильному (вызванному безусловным раздражителем). Таким образом, в основе механизма замыкания временной связи Павлов усматривал явление типа проторения пути, суммационного рефлекса, доминанты. Опыты Русинова показывают, что если действием постоянного тока на участок коры мозга вызвать в нем повышенную возбудимость, то он приобретает свойства доминантного и любое раздражение прежде всего вызывает теперь реакцию, связанную с возбуждением такого очага. Если это двигательный центр, то звук вызывает движение лапы. Искусственно созданный доминантный очаг сохраняется некоторое время и после выключения тока. Однако обычно доминантный очаг сохраняется сравнительно недолго, тогда как образовавшаяся временная связь является стойкой. Предполагают поэтому, что доминантный механизм играет роль лишь в первой стадии образования условного рефлекса, в процессе прокладывания временной связи, т.е. в образовании проходимости ранее бездействовавших синапсов вставочных нейронов. Упрочнение же временной связи осуществляется по другом механизму. Эти механизмы пока точно не изучены. Одни исследователи главным считают функциональную перестройку синапсов под влиянием повторных раздражений. Другие считают, что все дело в соответствующем изменении лабильности клеток коры в центрах рефлексов, третьи предполагают, что поддержание стойкого состояния постоянной проводимости импульсов в образовавшихся временных связях обусловлено движением импульсов по кольцевым системам коры.

Беритов и Ройтбак основным в процессе замыкания временной связи считают морфологические перестройки в ЦНС под влиянием сочетаний (утолщение нейрофибрилл, миэлинизация нервных пресинаптических волокон, появление новых синапсов и т.п.).

По Анохину, временная связь замыкается в результате встречи и взаимодействия индифферентного и безусловного возбуждений на одних и тех же нейронах в различных областях коры. Эти возбуждения встречаются на мембране одной и той же нервной клетки, а их субсинаптические мембраны, продолжаясь внутрь протоплазмы, вступают в химическое взаимодействие. При этом предполагается, что оба раздражителя дают начало различным цепям ферментативных процессов в аксоплазме нервной клетки. Анохин считает, что в результате химических превращений в аксоплазме при сочетании индифферентного и безусловного возбуждений происходит изменение кода РНК и формирование своеобразной белковой молекулы, являющейся "хранителем" образовавшейся ассоциации между этими возбуждениями (химическая теория памяти Хидена).

Многие физиологические механизмы психической де­ятельности являются общими для животных и человека.Однако у человека они приобретают качественно иной характер. Это происходит благодаря тому, что его биоло­гическая природа претерпевает существенные изменения под влиянием социально-культурных факторов, он начи­нает сознательно управлять своим поведением и деятель­ностью, планировать их и оценивать их результаты. У него развивается сознание и формируется личность. В дальней­шем изложении на эти отличия будет обращено особое внимание.

Основная форма нервной деятельности - рефлексы. Реф­лекс - ответная реакция организма на раздражения из внеш­ней и внутренней среды. Такая реакция осуществляется с участием центральной нервной системы.

Рефлекторный характер деятельности нервной систе­мы обеспечивает:

1. Восприятие воздействий, идущих из внешней среды и внутренних органов и систем организма.

2. Преобразование их в нервные (электрические) им­пульсы и передачу команд в мозг.

3. Переработку принятой информации и передачу их соответствующим органам и системам организма.

4. Прием и переработку информации о результатах дей­ствия (обратную связь).

5. Коррекцию повторных реакций и действий с учетом этой обратной связи.

В изучение рефлексов головного мозга существенный вклад внесли русские физиологии И.М. Сеченов (1829- 1905) и И.П. Павлов (1849-1936). Именно И.П. Павлову принадлежит идея о том, что рефлексы делятся на две большие категории. К первой принадлежат врожденные рефлексы - сосание, глотание, рефлекс «что такое?» (направление взгляда на новый раздражитель), отступление в случае опасности. Подобные рефлексы были названы без­условными, т.е. возникающими безо всяких дополнитель­ных условий, от рождения. Такие рефлексы однотипно проявляются у живых существ одного и того же вида. Они принадлежат не отдельной особи, не отдельному индиви­ду, а виду в целом.

Ко второй категории относятся рефлексы, которые вы­рабатываются в процессе индивидуальной жизни и раз­вития животных, человека, в процессе их взаимодействия с социальной и природной средой. Такие рефлексы возни­кают при совмещении какого-либо раздражения, не име­ющего значения для живого существа (нейтрального раздражителя) с жизненно важным для него (например, пи­щей или опасностью). Наличие такого обязательного усло­вия и позволило назвать эти рефлексы условными. Они ин­дивидуальны - принадлежат индивиду, особи.



И.П. Павлов и его сотрудники проводили множество интереснейших опытов с собаками, обезьянами. В наибо­лее известных его экспериментах собаки научались реагировать на нейтральный раздражитель (звонок, вспышки света и т.п.) так же, как реагируют на пищу выделением слюны.

Почему это происходит? Каждый раздражитель вызы­вает в коре мозга очаг возбуждения. Между двумя очагами прослеживается связь, которая становится тем более силь­ной, чем чаще повторяется такое совпадение двух раздра­жителей во времени. Образование временных (условных) не­рвных связей - важнейший принцип деятельности коры больших полушарий мозга.

Возбуждение и торможение - основные процессы нерв­ной системы. В коре больших полушарий в любой момент можно наблюдать сложную мозаику возбуждения и тормо­жения. Если в одних участках коры возникает возбуждение, то в других - соседних или связанных с ним участках - тор­можение. Например, известно, что плачущего младенца можно отвлечь, если показать ему какую-то яркую игрушку или потрясти погремушкой. Возникший очаг более сильного возбуждения затормозит тот, который обусловил плач. В результате ребенок забывает о причине плача и сосредо­точивается на новой игрушке.

Однако и торможение может вызвать противополож­ный процесс - возбуждение. Родители часто замечают, что маленькие дети к вечеру «разыгрываются» - прыгают, кричат, смеются. Успокоить их очень трудно. Это связано с тем, что дети очень устали, и сильный процесс торможе­ния вызвал противоположный - чрезмерного возбужде­ния. С этим часто бывает связана и недисциплинирован­ность школьников на уроках после контрольных или в кон­це дня. Ее может вызвать и большое количество впечатле­ний, положительных эмоций - например посещение театра, музея, школьные утренники. Маленькие дети часто не за­мечают, что они устали, не чувствуют, когда им надо остановиться (когда начинает действовать процесс тормо­жения), и взрослым поэтому необходимо быть особенно внимательными, чтобы дать им возможность вовремя отдохнуть. Интересный пример приводит американский психолог Э. Ле-Шан: «Кэти было семь лет, и мы с ней дразнили друг друга. „А если бы я ударила тебя по носу, - говорила она, - что бы ты сделала?" Мне пришлось придумывать какое-то сверхъестественное наказание вроде: „Я бы упа­ковала твой завтрак и послала бы на Луну". Кэти дурачи­лась и заводилась все больше и больше. Я чувствовала, как возрастает напряжение, и подумывала о том, как бы кон­чить игру, когда Кэти сказала: „А что бы ты сделала, если бы я так громко крикнула тебе в ухо, что оно лопнуло?" Не раздумывая, я ответила: „Я думаю, я бы послала тебя в твою комнату, чтобы ты часок отдохнула". Лицо Кэти помрачнело: „Теперь ты играешь не по правилам, - сказала она, - потому что это хорошее наказание". „Ты права, - заметила я. - Это не смешное наказание, потому что это то, что тебе нужно"».



Прием, сличение, переработка сигналов, идущих от внеш­них и внутренних раздражителей, составляет основу сигналь­ной деятельности головного мозга. Сигналы могут непосред­ственно улавливаться органами чувств (ощущение цвета, за­паха, чувство боли, потери равновесия и т.п.), а могут быть представлены через язык, через слова. И.П. Павлов назвал эти системы соответственно первой и второй сигнальными системами.

Вторая сигнальная система имеет очень большое значе­ние для человека. Слово может ранить и вдохновлять, вы­зывать радость или грусть не меньше, а может быть, и больше, чем конкретный предмет. Известно, например, что женщины «любят ушами». Для них важно, чтобы им часто говорили о том, что их любят. Еще один пример. Школьные неврозы у детей часто вызываются грубыми, а иногда и просто неосторожными словами учителя.

Первая и вторая сигнальные системы тесно взаимодей­ствуют. Их развитие имеет очень большое значение для че­ловека. Например, при относительном преобладании первой сигнальной системы формируется художественный тип личности, а при преобладании второй - мыслитель­ный. Подробнее об этом вы узнаете, когда будете изучать способности человека.

В поведении и деятельности человека, как и у живот­ных, многое может быть объяснено, исходя из условных рефлексов. Однако далеко не все. Значительную роль игра­ет наличие осознанной внутренней программы поведения, представление о будущем результате. Изучая эту проблему на примере произвольных (контролируемых, осознанных) движений отечественный физиолог Н.А. Бернштейн (1896-1966) показал, что такая программа представляет собой модель потребного будущего, а само действие происходит в виде рефлекторного кольца. Напомним, что до этих иссле­дований считали, что все рефлексы - и безусловные, и условные - осуществляются по принципу рефлекторной дуги: от рецептора, воспринимающего раздражение к ис­полнительному органу.

Н.А. Бернштейн доказал, что при выполнении челове­ком того или иного действия происходит сравнение, сли­чение поступающей в мозг информации о выполнении действия с имеющейся программой. Благодаря этому дей­ствия исправляются, меняются в направлении исходного замысла.

Свою теорию Н.А. Бернштейн назвал физиологией ак­тивности, подчеркивая, что основное содержание жизни человека - не пассивное приспособление, а реализация внутренних программ.

Русский физиолог П.К. Анохин (1898-1974) также при­шел к необходимости пересмотра классических представ­лений о рефлекторной дуге как основе всякой психичес­кой деятельности. Он создал теорию функциональных сис­тем. Согласно этой теории, физиологическую основу психической деятельности составляют не отдельные реф­лексы, а включение их в сложную систему, которая обес­печивает выполнение целенаправленного действия, пове­дения. Эта система существует столько, сколько необхо­димо для их выполнения. Она возникает для выполнения определенной задачи, определенной функции. Поэтому такая система и названа функциональной.

Целостное поведение индивида определяется не отдель­ным сигналом, а объединением, синтезом всей поступаю­щей к нему в конкретный отрезок времени информации. Формируются функциональные системы. При этом наме­чается цель поведения или деятельности, прогнозируется ее будущий результат. Благодаря этому поведение не за­канчивается ответной реакцией организма. Она запускает механизм обратной связи, который сигнализирует об ус­пехе и неуспехе действия. П.К. Анохин назвал этот меха­низм акцептором результата действия. Именно этот механизм позволяет осуществлять поведение и деятельность не только на основе непосредственно воспринимаемых воз­действий, но и на представлениях о будущем (у человека иногда достаточно отдаленном), о цели действия, о его желательном и нежелательном результате.

П.К.Анохин показал, что таков механизм осуществ­ления и саморегуляции всех более или менее сложных форм поведения и у животных, и у человека. Естествен­но, чем более развит головной мозг, чем выше уровень психики, тем более сложным и совершенным становится этот механизм.

Всякое поведение определяется потребностями. Потреб­ность создает в центральной нервной системе очаг воз­буждения. Этот очаг возбуждения определяет деятельность, служащую удовлетворению именно этой потребности. Силь­ный очаг возбуждения подчиняет себе другие, объединяет их. Чем сильнее потребность, тем более сильным является этот очаг, тем сильнее это объединение. Тем больше он господствует, доминирует в поведении. Отечественный физиолог А.А. Ухтомский (1875-1942), открывший и опи­савший это явление, назвал его доминантой.

Например, Вы пришли домой. Вам надо срочно кому-то позвонить, и, кроме того, Вы страшно голодны. Если вы очень сильно голодны, то в первую очередь откроете холодильник, а если там еды не окажется - начнете искать ее в шкафу, духовке и т.п. В этом случае доминировать, т.е. преобладать, будет потребность в еде и, следовательно, соответствующий временный орган. Если же телефонный звонок, который Вы должны сделать, для Вас очень ва­жен, то Вы можете забыть о еде и сразу начнете звонить. И если телефон занят, Вы будете вновь и вновь набирать но­мер, забыв обо всем.

Доминантный очаг возбуждения способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. Поэтому, когда мы сильно увлечены чем-либо, то не слышим и не видим ничего, что происходит вокруг.

А.А. Ухтомский много внимания уделял духовному и нравственному развитию личности. Он считал, что осо­бой - присущей только человеку доминантой является «доминанта на лицо другого». Такую доминанту он про­тивопоставлял доминанте, при которой человек «видит в мире и в людях предопределенное своею деятельностью, т.е. так или иначе самого себя». Он считал, что в противо­положность этому следует «культивировать и воспитывать доминанту и поведение „по Копернику", поставив центр тяжести вне себя, на другом... Все силы души и все на­пряжение, вся целевая установка должна быть направле­на на то, чтобы прорвать свои границы и добиться выхо­да в открытое море - к „ты". Что это действительно воз­можно, об этом знает всякий действительно любящий человек».

Психика представляет собой функцию высокоорганизованной материи и заключается в способности особым образом отражать окружающую действительность. Носителем психики является мозг, она – результат сложной работы мозга. Из сказанного следует, что материальное первично – оно порождает психическое, а психическое вторично. Оно возникает и существует только при определенных материальных условиях.

Психика может целесообразно управлять нашими действиями только в том случае, если она правильно отражает свойства и законы действительности. В тех случаях, когда нарушается способность правильно отражать действительность, человек утрачивает способность совершать адекватные действия, разрушается контакт между психикой и действительностью, что приводит к невозможности для него нормально существовать. Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека и совершается в процессе активной его деятельности. Содержанием психики являются образы окружающей нас действительности. Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, взглядов, чувств и т.д. Отражение преломляется через призму индивидуальности человека и всегда субъективно. В процессе жизни отражение не стоит на месте, всегда углубляется и совершенствуется.

Важной особенностью психического отражения является и то, что оно носит опережающий характер («опережающее отражение» - П.К. Анохин, «антиципирующая реакция» – Н.А. Бернштейн) .

Опережающий характер психического отражения – результат накопления и закрепления опыта, обеспечивающего модель будущей реакции. Итак, психическое отражение – это сложный многоактный процесс, обеспечивающий целесообразность поведения и деятельность человека. Соответственно психическая деятельность заключается в отражении объективных свойств реальности, регулирующем поведение и деятельность.



Из этого определения вытекают сразу две стороны деятельности психики. Одна – отражение действительности. Это – сторона внутренняя, невидимая.

Вторая сторона – регуляторная. Она проявляется во внешних действиях, которые совершает человек, и реакциях на окружающий мир, которые возникают в его организме. Эту сторону можно видеть, наблюдать, измерить. Это разнообразные акты поведения человека.

Психика - свойство мозга. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие - преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.п. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Каждая нервная клетка (нейрон) состоит из тела клетки с ядром, множества коротких разветвляющихся отростков – дендритов, и одного длинного – аксона (рис. 1).

Рис. 1. Нервная клетка (нейрон) – основной элемент нервной системы

Соединения отростков различных клеток, называемые синапсами, обеспечивают проведение (или блокировку, задержку) импульсов от одной клетки к другой.

Нервная система функционирует как единое целое. Тем не менее конкретные функции приурочены к деятельности определенных ее областей. Так, управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений (ходьба, бег) – стволовой частью мозга и мозжечком.

Важнейший орган психической деятельности – кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека. В его психической жизни особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере человека.

Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и пр. В пределах каждой области, в свою очередь, могут быть выделены участки с различным микроскопическим строением, получившие название полей коры, по-разному участвующих в процессах анализа и синтеза, осуществляемых в той или иной области. На рисунке 2 представлена карта полей по Бродману с принятой нумерацией.

Рис.2. Наружная поверхность коры головного мозга (по Бродману).

Цифрами обозначены цитоархитектонические поля коры больших полушарий головного мозга

Изучение мозга как органа психики велось в двух основных направлениях, в плане изучения механизмов регулирования отношений организма и среды и в направлении раскрытия морфологии и функций отдельных микроструктур мозга. Существенную роль в раскрытии механизмов взаимодействия организма и среды сыграло понятие рефлекс. Развитие этого понятия и распространение его механизма на все психические процессы было осуществлено И.М. Сеченовым. «Все акты сознательной и бессознательной жизни – по способу происхождения суть рефлексы» .

В рефлекторном акте Сеченов выделял три звена. В первом раздражение чувствующего «снаряда» превращается в нервное возбуждение. Во втором, среднем звене на основе процессов возбуждения и торможения происходит своеобразная переработка информации и принятие решения. Третье – исполнительное, т.е. передача команд в исполнительные органы (мышцы, железы и т.д.). Основные его идеи нашли свое дальнейшее развитие в исследовании И.П. Павлова. Он уделил особое внимание тем рефлексам, механизмы которых формируются прижизненно, назвав их условными.

Методом условных рефлексов были выявлены многие закономерности овладения действиями и определенными формами поведения у животных, а затем и у людей. Сложная, нейрофизиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, действующих на человека, Павловым была названа анализатором, и включала в себя рецептор, нервные пути, связывающие рецептор с мозгом и определенные отделы мозга, перерабатывающие нервные импульсы.

Такая модель получила название рефлекторной дуги (рис. 3).

Рис. 3. Схема условного рефлекса (по Асратяну):

Z’ - корковый пункт мигательного рефлекса; R" – корковый пункт пищевого Z - подкорковый центр мигательного рефлекса; Р – подкорковый центр пищевого рефлекса; 1 - прямая условная связь; 2 – обратная связь.

Однако механизм рефлекторной дуги не объяснял активной, регулирующей и преобразующей роли психики человека и в этом заключался существенный недостаток в понимании механизма психической деятельности.

Результаты дальнейших исследований проблемы связи психики и мозга, касающиеся роли психических процессов совместно с физиологическими в управлеии поведением и построении общей модели регуляции поведения позволили по-новому подойти к исследуемому вопросу. Видное место среди исследования этих проблем занимает изучение физиологических основ таких важных особенностей поведения, как активность, системность, саморегуляция, прогнозирование действий.

Известный отечественный физиолог П.К. Анохин, производя всевозможные операции с перекрестом нервов, обнаружил, что для восстановления нарушенных операций функций требуется выполнение разнообразных движений, из которых закрепляются те, которые осуществляют утраченную после операции функцию. В итоге было установлено, что каждое из последних посылает обратные афферентные импульсы, сигнализирующие о результатах произведенного действия.

Таким образом, обратная связь явилась важнейшим принципом управления и регулирования во всех сложных системах. Сущность его заключается в поступлении управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой формируются последующие команды исполнительным органом. Введение принципа обратной связи позволило по-новому понять механизм горной деятельности. Установлено, что ответной реакцией не заканчивается рефлекторный акт, а всегда включает четвертый элемент – сигнал о результатах действия. Это позволило говорить, что основным механизмом психики является не рефлекторная дуга, а рефлекторное «кольцо».

Еще Чарльз Дарвин и Иван Михайлович Сеченов обратили внимание на то, что организм без внешней среды существовать не может. Поэтому Сеченов писал, что в определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Этот же взгляд разделял и Иван Петрович Павлов. Он подчеркивал, что организм постоянно приспосабливается к среде при помощи нервной системы, «уравновешивает» ее влияние.

Механизмы приспособления организма к среде на разных уровнях эволюции различны. Так, на низших ступенях развития лишь непосредственное соприкосновение организма с пищей вызывает ее захват. На более высоких эволюционных уровнях животного мира отдельные признаки, сопутствующие пище, могут стать ее сигналами. А для человека такими сигналами, кроме всего прочего, могут быть слова.

Чтобы выжить, организму необходимо ориентироваться во внешней среде. В этом ему помогают нервная система и органы чувств.

Организм не может обойтись без пищи, потому что с ней поступают вещества и энергия, необходимые для его жизнедеятельности. Организм также не может обойтись и без информации об окружающей среде, так как ему непрерывно приходится искать пищу, воду и другие условия жизни, уходить от неблагоприятных факторов среды. Организм при помощи анализаторов непрерывно воспринимает и перерабатывает сигналы, поступающие из внешней среды. На один из них он отвечает немедленной реакцией, на другие ответ наступает позднее. Очевидно, принятые сигналы не только поступают в нервную систему, но и перерабатываются ею. Они сохраняются в нервной системе длительное время в виде каких-то «следов», которые в любой момент могут быть мобилизованы и использованы организмом в его деятельности.

В быту мы часто употребляем выражения «усвоилась пища», «усвоились знания», и это в какой-то мере правомерно. Если усвоенные элементы пищи становятся частью нашего тела, то усвоенные знания становятся частью нашего поведения. Они определяют характер и поступки человека, его жизнь в обществе.

Наша нервная система не только сохраняет знания, приобретенные в результате индивидуального опыта, но и использует опыт, накопленный нашими предками в виде безусловных рефлексов, доставшихся нам по наследству.

Психофизиология ставит перед собой задачу изучить закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой.

Психофизиология – это междисциплинарная область знаний, занимающаяся конкретно-научным исследованием связи психики и мозга, нервной системы. В ней сосредоточены знания по психологии и физиологии нервной системы в той части, где исследуются нервные процессы, реализующие психические функции: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, речь, эмоции и т.д. Поэтому психофизиология – это отрасль психологии и одновременно область физиологии. Об этом говорит и название науки, составленного из корня «ПСИХО», означающее душевные переживания и «ФИЗИО», означающее телесные изменения, с которыми эти переживания связаны.

Одним из важных психофизиологических открытий явилось представление о том, что психика связана с работой мозга.

Алкмеон, древнегреческий врач из Кротоны в результате наблюдений и хирургических операций пришел к выводу, что мозг – это орган души. Он считал, что именно мозг поставляет душе ощущения слуха, зрения, обоняния, из них возникает память и представления, а из памяти и представлений, достигших прочности, рождаются знания.

Древнегреческий врач Гиппократ, которому принадлежит идея темперамента, также утверждал: «Человек должен в полной мере осознавать тот факт, что именно из мозга происходят наши ощущения. Мы мыслим мозгом и с его помощью можем видеть и слышать и способны различать уродство и красоту…».

Заметной вехой в развитии психофизиологических знаний явилась концепция рефлекса, которую предложил французский философ и врач Рене Декарт. У этой концепции было долгое и славное будущее. В идее рефлекса констатировалась нервно-мышечная связь между восприятием определенных чувственных сигналов и двигательным реагированием. Правда, рефлекторная связь не предполагала каких-либо психических явлений. Она была неодушевленной. Начиная с середины 19 века, идея рефлекса распространилась на все виды деятельности мозга.

В России пропагандистом этой идеи был Иван Михайлович Сеченов, работа которого «Рефлексы головного мозга» опубликованная в 1866 году в общественно-политическом журнале «Современник» стала значительным событием в общественной и культурной жизни. Сеченов утверждал, что в основе психических процессов лежал процессы физиологические. И все психические процессы по способу происхождения являются рефлексами. В прошлом веке были получены очень важные результаты в исследовании органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. В результате долгое время физиология отождествлялась с физиологией органов чувств и ощущений.

Еще в первой половине 20 столетия термин «психофизиология» был достаточно неопределенным. В дальнейшем психофизиология стала развиваться по нескольким направлениям: физиология высшей нервной деятельности (Иван Петрович Павлов), рефлексология (Владимир Михайлович Бехтерев), физиологическая психология (Питер Милнер), нейропсихология (Александр Романович Лурия).

Физиология высшей нервной деятельности первоначально представляла собой учение об условных рефлексах, в настоящее время это раздел нейрофизиологии, который рассматривает закономерности нервных процессов, имеющих то или иное психическое и поведенческое проявление.

Физиологическая психология исследует преимущественно поведение животных при различных экспериментальных воздействиях на физиологические процессы. Например, для того, чтобы изучить функцию затылочной доли мозга исследователь может ее разрушить и после этого обнаружить у животного расстройство зрения. Или же для изучения эмоциональных реакций он вводит животному вещество, влияющее на механизм передачи электрохимического сигнала от нейрона к нейрону и прослеживает, как реагирует на это животное.

Когда завоевала признание Дарвиновская теория происхождения человека, практика экспериментов над животными получила теоретическое оправдание. Психофизиолог часто обращается к данным, полученным в опытах над животными, но главный предмет его внимания – поведение человека в обычных условиях.

Нейропсихологию роднит с психофизиологией то обстоятельство, что для нее центральной является проблема «мозг как субстрат психических процессов». При этом речь идет и человеческом мозге и психической активности человека. Характерной особенностью нейропсихологии является то, что она изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга. Глубокая тайна психологических процессов, лежащих в основе человеческого сознания и поведения, еще только начинает раскрываться.

Психофизиология как самостоятельная дисциплина сравнительно молодая. Ее повсеместное признание состоялось в 60-е годы 20 века. В 1964 году вышел первый номер журнала «Психофизиология» в издании американского общества психофизиологов. В мае 1982 года в Монреале состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая ассоциация, которая в свою очередь учредила международный журнал психофизиологии.

Предмет и задачи психофизиологии.

Предметом психофизиологии являются:

Нейронные механизмы психических процессов, состояний и свойств личности;

Связи между психической активностью человека и физиологическими процессами.

Психофизиология изучает роль всех этих процессов организма в поведении и осознаваемых психических процессах. Сегодня в сферу интересов психофизиологии входит нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мышления и речи, эмоций, мотивации и сознания. Психофизиология занимается изучением индивидуальных различий между людьми.

Психофизиологическая культура личности предполагает умение декодировать физиологические сигналы и видеть за ними переживания и намерения людей.

В наше время психофизиологические процессы при различных психических заболеваниях чаще всего изучаются с использованием полиграфа – электронного прибора, регистрирующего незначительные изменения электрических потенциалов.

Системный подход в психофизиологии. Мозг как система систем. Головной мозг представляет собой часть нервной системы, наиболее крупное сосредоточение нервных клеток, защищенное со всех сторон костями черепа и рядом мозговых оболочек. Вместе со стволом мозга и спинным мозгом он образует центральную нервную систему. Все остальное – нервные волокна, нервные узлы и сплетения, расположенные в разных участках тела и чувствительные нервные окончания, выполняющие функции рецепторов, образуют периферическую нервную систему. ЦНС связана с внешним миром через периферическую нервную систему, получая информацию о нем и осуществляя взаимодействие. Человек, не имея периферической слуховой системы, ничего не мог бы слышать, а периферической зрительной системы – видеть. Мозг принято называть субстратом психических процессов. Он представляет собой единое целое, состоящее из множества систем более специального назначения. Мозг является парным образованием, состоящим из двух полушарий, которые функционально нессиметричны. В большинстве случае левое полушарие обеспечивает речевые функции и абстрактное мышление, а правое полушарие связано с функциями образного, целостного моделирования реальности. Многочисленные данные свидетельствуют о роли коры больших полушарий в мозговой организации психических процессов. Признаком этого служит высокая степень дифференциации его строения и функций.

Александр Романович Лурия на основе нейропсихологических исследований предложил структурно-функциональную модель мозга как органа психической деятельности. Эта модель характеризует закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели весь мозг подразделяется на три структурно-функциональных блока: а) энергетический блок или регуляция уровня активности мозга, Б) блок приема, переработки и хранения приходящей извне информации и В) блок программирования, регуляции и контроля протекания психической деятельности. Каждая форма психической деятельности осуществляется при помощи всех трех блоков мозга.

Как известно, психическая деятельность имеет определенную структуру. Начинается с мотивов, намерений, замыслов, которые потом превращаются в определенную программу деятельности, включающую «образ результата» и представление о способах реализации программы. После чего, все продолжается при реализации программы с помощью определенных операций. Завершается деятельность фазой сличения результата с исходным «образом результата».

В случае несоответствия этих результатов, психическая деятельность продолжается до нужного результата. Эта структура может быть соотнесена с мозгом следующим образом.

На первичной стадии формирования мотива в любой сознательной деятельности принимает участие преимущественно первый блок мозга, обеспечивая оптимальный уровень активности мозга и избирательные формы активности, а также ответственен за эмоциональное «подкрепление» психической активности – переживание успеха-неуспеха.

Стадия формирования программ связана в большей степени с третьим блоком мозга также, как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная стадия деятельности осуществляется с помощью второго блока мозга.

Поражение любого из трех блоков отражается на психической деятельности, приводя к нарушению какого либо этапа реализации программы.

Блок приема, переработки и хранения информации.

Включает: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую системы корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий.

Этот блок обеспечивает модально-специфические процессы и интегративные формы переработки информации, необходимых для познавательных психических функций.

Модально-специфические пути проведения информации имеют несколько другую структуру, чем неспецифические пути. Они имеют особенную нейронную организацию и четкую избирательность в реагировании лишь на определенные раздражители. Этот блок мозга обладает определенной модальной специфичностью. Входящие в него структуры специализированы на приеме зрительной, слуховой и кинестетической информации. Это означает, что нейроны зрительной коры реагируют только на сигналы от органов зрения, органы слуховой коры только на сигналы, несущие слуховую информацию. В то же время отдельные области затылочной коры несут большое количество мультимодальных нейронов, которые реагируют на разные сигналы. Все три системы этого блока состоят из периферического и центрального отделов.

Центральный отдел включает в себя несколько уровней, последний из которых – кора больших полушарий.

Периферические отделы осуществляют анализ стимулов по их физическим качествам: интенсивности, частоте, длительности.

В коре задних отделов мозга выделяют: первичные, вторичные и третичные поля.

Функция первичных полей состоит в максимально тонком анализе физических параметров стимулов определенной модальности, причем клетки детектора этих полей реагируют только на свой стимул и не проявляют признака угасания реакции на повторение стимула.

Вторичные корковые поля осуществляют синтез раздражителей, объединение разных сенсорных зон, принимая непосредственное участие в обеспечении познавательной психической деятельности.

Третичные поля не имеют непосредственной связи с периферией и связаны лишь с корковыми зонами. С их участием осуществляются такие сложные виды деятельности, как символическая, интеллектуальная, речевая деятельность.

Блок регуляции тонуса и бодрствования

Этот блок является энергетическим и включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, лимбическую систему и медиобазальные отделы коры лобных и височных долей. Данный блок мозга регулирует два типа процессов активации: общие изменения уровня активности мозга и локальные избирательные изменения, необходимых для осуществления высших психических функций.

Первый тип процесса активации связан с длительными (тоническими) сдвигами в режиме работы мозга.

Второй тип активации – это преимущественно кратковременные локальные избирательные изменения в работе отдельных систем мозга.

Неспецифические структуры мозга подразделяются на восходящие, проводящие импульсы от периферии к центру, и нисходящие, отправляющие возбуждение от центра к периферии. Восходящие и нисходящие отделы включают в себя и активационные и тормозные пути.

Значение блока регуляции тонуса заключается в том, что он обеспечивает общий активационный фон, на котором разыгрываются все психические функции. Это имеет непосредственное отношение к процессам внимания, а также сознания в целом. Во-вторых, он поддерживает процессы памяти. Многочисленные наблюдения за больными с поражениями неспецифических структур головного мозга подтверждают влияние этих структур на запечатление, хранение и переработку информации разных модальностей. Причем высшие уровни связаны преимущественно с произвольными видами памяти. В-третьих блок осуществляет мотивационные процессы и состояния. Лимбические структуры мозга, входящие в этот блок, участвуют в регуляции прежде всего таких эмоций как страх, радость удовольствие, гнев, а также мотивационных процессов, связанных с различными потребностями организма. Это связано с тем, что блок регуляции тонуса и бодрствования воспринимает и перерабатывает информацию о состояниях внутри среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных (биохимических) структур организма.

Блок программирования, регуляции и контроля деятельности

Человек не только пассивно реагирует на поступающие сигналы, он формирует планы и программы действий, контролирует их выполнение, сличая промежуточные результаты с исходными намерениями. Эти действия обеспечивают структуры блока программирования, контроля и регуляции протекания сложных видов деятельности. Системы данного блока расположены в передних отделах больших полушарий и включает моторные, премоторные и префронтальные области коры лобных долей мозга и занимает 24% площади больших полушарий. Здесь представлены функции все двигательных органов человеческого тела. Двигательный человечек Пенфилда. Этот человечек имеет непропорционально большие губы, рот, руки, но маленькие туловище и ноги в соответствии со степенью управляемости тех или иных групп мышц и их участием в деятельности.

В лобной коре выделяют моторную и немоторную области. Эти области имеют различное строение и функции. Моторная кора составляет ядерную зону двигательного анализатора и характеризуется хорошо развитым слоем моторных клеток пирамиды. Здесь находится знаменитая зона Брока, двигательные клетки которой управляют речевыми движениями. Таким образом лобные доли характеризуются большой сложностью строения и большим числом двусторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. Многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи коры лобных долей мозга обеспечивают с одной стороны возможности переработки и интеграции самой различной информации, а с другой стороны осуществляют регуляцию различных процессов.

Анатомическое строение этого блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании и контроля протекания психических функций, в формировании замыслов и целей деятельности, в регуляции и контроле поведения.

Теория функциональных систем П. К. Анохина. Разработанная академиком Петром Кузьмичем Анохиным концепция функциональных систем представляет собой компактный способ описания нервных процессов в организме, взаимодействующих со средой. Исходным понятием концепции является понятие функции. Под функцией понимается процесс достижения организмом приспособительного результата во взаимодействии со средой.

Функциональная система – это совокупность взаимосвязанных физиологических процессов, ориентированных на выполнение определенной функции (акт дыхания, глотания, движения).

Каждая функциональная система, будучи до известной степени замкнутой, связана с периферическими органами, получает от них афферентные сигналы, которые направляют и корректируют ту или иную функцию.

Функциональная система является единицей интегративной деятельности организма, обеспечивая его саморегуляцию. Функциональная система избирательно привлекает структуры и процессы так, чтобы была выполнена заранее намеченная функция или форма поведения. Как бы ни сложилась функциональная система, она обязательно должна закончиться комбинированным возбуждением периферических органов, приспосабливающих организм к условиям существования.

Состав ЦНС не ограничивается центральными нервными структурами, которые естественно выполняют наиболее тонкую, интегрирующую роль в ее организации, придавая ей соответствующее биологическое качество. Эта интегрирующая роль непременно проявляется в закономерностях центрально-периферических отношений, благодаря которым рабочая периферия определяет и реализует качество функциональных систем, приспосабливающих организм к данной динамической системе.

Все функциональные системы принципиально общие характеристики: это конечный приспособительный эффект, специфический рецептор, воспринимающий этот эффект, обратная афферентация, поступающая в центр о приспособительном эффекте, центральные воспринимающие и исполнительные аппараты.

Полезный приспособительный результат является цен \тральным звеном в динамической организации любой функциональной системы. Функциональная система, обеспечивающая тот или иной приспособительный акт организма складывается в каждом случае в зависимости от внешней ситуации, исходного состояния организма и предшествующего опыта.

Для того, чтобы понять, каким же образом в центральной нервной системе формируется состояние, определяющее цель действия, необходимо рассмотреть механизмы центральной архитектуры функциональных систем организма.

Наиболее ответственной стадией является стадия афферентного синтеза. Нарушение гомеостаза ведет к возбуждению специальных рецепторов, которые направляют в центральную нервную систему потоки афферентных импульсов На это основе формируется мотивационное возбуждение.

Поскольку организм живет во внешней среде, то наряду с воздействиями со стороны внутренней среды, он подвергается внешним раздражениям. Поэтому возникшее под влиянием внутренней среды потребность взаимодействует на этой стадии с возбуждениями, обусловленные обстановочными раздражителями внешней среды. Далее возбуждение, обусловленное действием внешних и внутренних раздражителей, взаимодействует с механизмами памяти, т.е. прошлым опытом индивида по удовлетворению соответствующей потребности.

Для построения приспособительной деятельности, кора головного мозга должна выбрать из всех возбуждений, обусловленных внешними и внутренними раздражителями, наиболее важные для удовлетворения соответствующей потребности. На стадии афферентного синтеза решаются несколько вопросов: Что делать? (на основе сопоставления внешних и внутренних раздражителей), Как делать? (на основе памяти), Когда делать? (на основе действия специальных пусковых раздражителей).

Стадия афферентного синтеза заканчивается принятием решения. Здесь имеет место формирование цели действия. Этот процесс реализуется при помощи специального механизма, который в лаборатории Петра Кузьмича Анохина назван сначала «Акцептор действия», а затем акцептором результата действия.

Акцептор результатов действия возникает всякий раз, как только принимается решение к действию и формируется исполнительное действие. Акцептор результатов действия программирует результаты будущих действий. На основе врожденного и индивидуального опыта акцептор содержит в себе свойства внешних раздражителей, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей организма. Благодаря этому акцептор результатов действия оценивает поступающие в центральную нервную систему сигналы о результатах и параметрах совершенного действия, сравнивает их со свойствами раздражителя. Таким образом, акцептор результата действия является механизмом предвидения и оценки результатов деятельности. Предвидение результатов деятельности и свойств раздражителей, удовлетворяющих ту или иную потребность организма, является материальным процессом постановки цели к действию. Каждая цель претворяется в действие. Реализация целей также представляет собой сложный интегративный процесс, который избирательно объединяет комплекс исполнительных механизмов, в которых есть соматический и вегетативный компонент. В результате всех этих процессов формируется целенаправленное поведение, которое сопровождается вегетативными реакциями. Это поведение строится на основе постоянного оценивания организмом результатов совершенных действий и сравнение их со свойствами акцептора результатов действия. Результат любой деятельности организма, прежде всего, оценивается с той точки зрения, как он удовлетворяет исходную потребность организма.

Человеческая душа, или психика (от греч. Психе - душа), представляет исключительный по богатству содержания и разнообразию форм внутренний мир человека, как отражение внешнего мира.

Мы не только видим, слышим, чувствуем, осязаем, одним словом, ощущаем и воспринимаем различные явления внешнего мира, но и оцениваем их.

Таким образом, мы подошли к рассмотрению высшей формы человеческого отражения действительности, к сознанию, которое выражает отношение человека к окружающей среде. Это своеобразное объединение более простых форм отражения: восприятий, ощущений, представлений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных.

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». В структуру психики входят:

  • 1) психические свойства;
  • 2) психические процессы;
  • 3) психические качества;
  • 4) психические состояния.

Психические свойства - устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

  • 1) сила нервной системы - устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению;
  • 2) подвижность нервных процессов - скорость перехода возбуждения к торможению;
  • 3) уравновешенность нервных процессов - относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения;
  • 4) лабильность - гибкость изменения под воздействием различных раздражителей;
  • 5) резистентность - сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы - относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят:

  • 1) ощущение;
  • 2) восприятие;
  • 3) память;
  • 4) мышление;
  • 5) воображение;
  • 6) представление;
  • 7) внимание;
  • 8) волю;
  • 9) эмоции.

Психические качества - относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Психические состояния - представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Психические процессы теснейшим образом связаны с физиологическими. В основе психической деятельности лежат не элементарные процессы возбуждения и торможения, а системные, объединяющие многие одновременно протекающие в мозге процессы анализа и синтеза в интегрированное целое. Психическая деятельность - функция целостного мозга, когда на основе интеграции многих нейрофизиологических механизмов мозга возникает новое качество - психика. При этом нервная модель стимула есть не что иное, как нейрофизиологическая основа формирования субъективного образа. Субъективный образ возникает на базе нервных моделей при декодировании информации и сравнении ее с реально существующим материальным объектом. В настоящее время установлены следующие достаточно определенные корреляции между различными проявлениями психической деятельности и нейрофизиологическими показателями работы мозга:

  • 1) «волны ожидания» на ЭЭГ, которые регистрируются в ответ на сигнал, предупреждающий о предстоящей команде к действию;
  • 2) поздние компоненты вызванного потенциала, ассоциируемые с корковыми механизмами оценки смыслового содержания сенсорных сигналов;
  • 3) мозговые коды психической деятельности в виде определенных паттернов импульсной активности нейронов. При мультиклеточном отведении импульсных реакций корковых нейронов установлена специфичность паттернов (узоров) импульсных потенциалов нервных клеток и нейронных ансамблей не только в отношении физических (акустических) сигналов, но и семантического (смыслового) содержания воспринимаемых слов.

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется множеством физиологических механизмов. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в действие мышцы и т. д. Все это обеспечивает активную ориентацию организма в среде и выполнение им жизненно важных функций. Нервная система функционирует как единое целое. Однако отдельные функции приурочены к деятельности ее определенных зон: управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений -стволовой частью мозга и мозжечком, сложная психическая деятельность -корой больших полушарий.

Апатомо-физпологнческий механизм рефлекторной деятельности обеспечивает:

  • 1) прием внешних воздействий;
  • 2) преобразование их в нервные импульсы;
  • 3) передачу в мозг;
  • 4) декодироваиие и переработку принятой информации;
  • 5) выдачу команд в виде нервных импульсов к мышцам, железам;
  • 6) прием и передачу в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь): коррекцию повторных действий с учетом данных обратной связи.

Механизм анализаторов выполняет одну из функций головного мозга: с помощью разложения сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы обеспечивает психическое отражение мира.

В структурной организации нервной системы принято выделять центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую. ЦНС в свою очередь включает в себя спинной мозг и головной мозг. Все остальные нервные структуры входят в периферическую систему. Высший отдел ЦНС - головной мозг состоит из мозгового ствола, большого мозга и мозжечка. Большой мозг представлен двумя полушариями, наружная поверхность которых покрыта серым веществом - корой. Кора составляет важнейшую часть головного мозга, являясь материальным субстратом высшей психической деятельности и регулятором всех жизненных функций организма. В осуществлении любой психической деятельности участвует весь мозг в целом, однако разные полушария выполняют различную дифференцированную роль в осуществлении каждой психической функции. Например, в результате экспериментальных и клинических исследований было обнаружено, что правое и левое полушария различаются в стратегии переработки информации. Стратегия правого полушария состоит в целостном одномоментном восприятии предметов и явлений, эта способность воспринимать целое раньше его частей лежит в основе творческого мышления и воображения. Левое полушарие осуществляет последовательную рациональную обработку информации. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия далека от своего решения и требует дальнейших экспериментальных и теоретических исследований.

Изучение мозговых механизмов, обеспечивающих психические процессы, не приводит к однозначному пониманию природы психического. Простого указания на мозг и нервную систему как на материальный субстрат психических процессов недостаточно для решения вопроса о характере взаимоотношения психического и нейрофизиологического.

Русский физиолог И.П. Павлов поставил перед собой задачу раскрыть сущность психического объективными физиологическими методами исследования. Ученый пришел к выводу, что единицами поведения являются безусловные рефлексы как реакции на строго определенные раздражители из внешней среды и условные рефлексы как реакции на первоначально безразличный раздражитель, который становится небезразличным вследствие его неоднократного сочетания с безусловным раздражителем. Условные рефлексы осуществляются высшими отделами мозга и основываются на образующихся между нервными структурами временных связях.

П.К. Анохиным была создана теория функциональных систем, явившаяся одной из первых моделей подлинной психологически ориентированной физиологии. Согласно положениям этой теории физиологическую основу психической деятельности составляют особые формы организации нервных процессов. Они складываются при включении отдельных нейронов и рефлексов в целостные функциональные системы, которые обеспечивают целостные поведенческие акты.

Исследования ученого показали, что поведение индивида определяется не отдельным сигналом, а афферентным синтезом всей доходящей до него в данный момент информации. Афферентные синтезы запускают в ход сложные виды поведения. В итоге П.К. Анохин пришел к выводу о необходимости пересмотра классических представлений о рефлекторной дуге. Он разработал учение о функциональной системе, под которой понималась динамическая организация структур и процессов организма. Согласно этому учению движущей силой поведения могут быть не только непосредственно воспринимаемые воздействия, но и представления о будущем, о цели действия, ожидаемый эффект поведенческого акта. При этом поведение вовсе не заканчивается ответной реакцией организма. Ответная реакция создает систему «обратной афферентации», сигнализирующей об успехе или неуспехе действия, составляет акцептор результата действия. психика темперамент личность физиологический

Процесс сличения модели будущего с эффектом выполненного действия является существенным механизмом поведения. Только при условии их полного совпадения действие прекращается. Если же действие оказывается неудачным, то происходит «рассогласование» модели будущего и результата действия. Поэтому действие продолжается, в него вносятся соответствующие коррективы. Рефлекторную дугу П.К. Анохин заменил более сложной схемой рефлекторного кольца, объясняющей саморегулирующийся характер поведения.

Теория функциональных систем П.К. Анохина создала новую - системную - методологию изучения целостных поведенческих актов. В работах ученого было показано, что любая целостная деятельность организма осуществляется только при избирательной интеграции многих частных физиологических механизмов в единую функциональную систему.

Несмотря на неоспоримость того, что мозг является органом психического отражения, взаимосвязь психического и нейрофизиологического должна рассматриваться с позиций самостоятельности и специфичности каждого из этих процессов. Психическое невозможно свести к обеспечивающим его морфофункциональным структурам, работа мозга не является содержанием психики. Психическое отражает не физиологические процессы, протекающие в организме человека, а объективную реальность. Специфическое содержание психического заключается в представленности образов мира и субъективного отношения к нему.