Главная · Лекарства · Самое энергоемкое органическое питательное вещество. Жирорастворимые витамины - витамины А, Д, Е, К

Самое энергоемкое органическое питательное вещество. Жирорастворимые витамины - витамины А, Д, Е, К

Цели урока: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Основы цитологии»; развитие умений анализировать, выделять главное; воспитание чувства коллективизма, совершенствование навыков работы в группах.

Оборудование: материалы для проведения конкурсов, оборудование и реактивы для проведения экспериментов, листки с сетками кроссвордов.

Подготовительная работа

1. Учащиеся класса делятся на две команды, выбирают капитанов. Каждый ученик имеет нагрудный знак, совпадающий с номером на экране учета деятельности учащихся.
2. Каждая команда составляет кроссворд для соперников.
3. Для оценки работы учащихся формируется жюри, в состав которого входят представители администрации и учащиеся 11-х классов (всего 5 человек).

Жюри регистрирует как командные, так и личные результаты. Побеждает команда, набравшая наибольшее число баллов. Учащиеся получают оценки в зависимости от количества набранных баллов при проведении конкурсов.

ХОД УРОКА

1. Разминка

(Максимальная оценка 15 баллов)

Команда 1

1. Вирус бактерий – ... (бактериофаг ).
2. Бесцветные пластиды – ... (лейкопласты ).
3. Процесс поглощения клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток – ... (фагоцитоз ).
4. Органоид, содержащий в своем составе центриоли, – ... (клеточный центр ).
5. Самое распространенное вещество клетки – ... (вода ).
6. Органоид клетки, представляющий систему трубочек, выполняющий функцию «склада готовой продукции», – (комплекс Гольджи ).
7. Органоид, в котором образуется и накапливается энергия, – ... (митохондрия ).
8. Катаболизм (назвать синонимы) – это... (диссимиляция, энергетический обмен ).
9. Фермент (объяснить термин) – это... (биологический катализатор ).
10. Мономерами белков являются... (аминокислоты ).
11. Химическая связь, соединяющая остатки фосфорной кислоты в молекуле АТФ, обладает свойством... (макроэргичность ).
12. Внутреннее вязкое полужидкое содержимое клетки – ... (цитоплазма ).
13. Многоклеточные организмы-фототрофы – ... (растения ).
14. Синтез белка на рибосомах – это... (трансляция ).
15. Роберт Гук открыл клеточное строение растительной ткани в... (1665 ) году.

Команда 2

1. Одноклеточные организмы без клеточного ядра – ... (прокариоты ).
2. Пластиды зеленые – ... (хлоропласты ).
3. Процесс захвата и поглощения клеткой жидкости с растворенными в ней веществами – ... (пиноцитоз ).
4. Органоид, служащий местом сборки белков, – ... (рибосома ).
5. Органическое вещество, основное вещество клетки – ... (белок ).
6. Органоид растительной клетки, представляющий собой пузырек, заполненный соком, – ... (вакуоль ).
7. Органоид, принимающий участие во внутриклеточном переваривании пищевых частиц, – ... (лизосома ).
8. Анаболизм (назвать синонимы) – это... (ассимиляция, пластический обмен ).
9. Ген (объяснить термин) – это... (участок молекулы ДНК ).
10. Мономером крахмала является... (глюкоза. ).
11. Химическая связь, соединяющая мономеры белковой цепи, – ... (пептидная ).
12. Составная часть ядра (может быть одна или несколько) – ... (ядрышко ).
13. Организмы-гетеротрофы – (животные, грибы, бактерии ).
14. Несколько рибосом, объединенных иРНК, – это... (полисома ).
15. Д.И. Ивановский открыл... (вирусы ), в... (1892 ) году.

2. Экспериментальный этап

Учащиеся (по 2 человека от каждой команды) получают инструктивные карточки и выполняют следующие лабораторные работы.

1. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
2. Каталитическая активность ферментов в живых тканях.

3. Разгадывание кроссвордов

Команды разгадывают кроссворды в течение 5 мин и сдают работы в жюри. Члены жюри подводят итог этого этапа.

Кроссворд 1

1. Наиболее энергоемкое органическое вещество. 2. Один из способов проникновения веществ в клетку. 3. Жизненно важное вещество, не вырабатываемое организмом. 4. Структура, примыкающая к плазматической мембране животной клетки снаружи. 5. В состав РНК входят азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, и... . 6. Ученый, открывший одноклеточные организмы. 7. Соединение, образующееся при поликонденсации аминокислот. 8. Органоид клетки, место синтеза белка. 9. Складки, образуемые внутренней мембраной митохондрии. 10. Свойство живого реагировать на внешнее воздействие.

Ответы

1. Липид. 2. Диффузия. 3. Витамин. 4. Гликокаликс. 5. Урацил. 6. Левенгук. 7. Полипептид. 8. Рибосома. 9. Кристы. 10. Раздражимость.

Кроссворд 2

1. Захват плазматической мембраной твердых частиц и перенос их внутрь клетки. 2. Система белковых нитей в цитоплазме. 3. Соединение, состоящее из большого числа аминокислотных остатков. 4. Живые существа, неспособные синтезировать органические вещества из неорганических. 5. Органоиды клетки, содержащие пигменты красного и желтого цвета. 6. Вещество, молекулы которого образуются при соединении большого числа молекул с низкой молекулярной массой. 7. Организмы, в клетках которых есть ядра. 8. Процесс окисления глюкозы с ее расщеплением до молочной кислоты. 9. Мельчайшие органоиды клетки, состоящие из рРНК и белка. 10. Мембранные структуры, связанные между собой и с внутренней мембраной хлоропласта.

Ответы

1. Фагоцитоз. 2. Цитоскелет. 3. Полипептид. 4. Гетеротрофы. 5. Хромопласты. 6. Полимер. 7. Эукариоты. 8. Гликолиз. 9. Рибосомы. 10. Граны.

4. Третий – лишний

(Максимальная оценка 6 баллов)

Командам предлагаются соединения, явления, понятия и т.д. Два из них объединены по определенному признаку, а третье является лишним. Найти лишнее слово и ответ аргументировать.

Команда 1

1. Аминокислота, глюкоза, поваренная соль. (Поваренная соль – неорганическое вещество. )
2. ДНК, РНК, АТФ. (АТФ – аккумулятор энергии .)
3. Транскрипция, трансляция, гликолиз. (Гликолиз – процесс окисления глюкозы .)

Команда 2

1. Крахмал, целлюлоза, каталаза. (Каталаза – белок, фермент. )
2. Аденин, тимин, хлорофилл. (Хлорофилл – пигмент зеленого цвета .)
3. Редупликация, фотолиз, фотосинтез. (Редупликация – удвоение молекулы ДНК .)

5. Заполнение таблиц

(Максимальная оценка 5 баллов)

Каждая команда выделяет по одному человеку; им выдаются листки с таблицами 1 и 2, которые нужно заполнить в течение 5 мин.

Таблица 1. Этапы энергетического обмена
Таблица 2. Характеристика процесса фотосинтеза

Фазы фотосинтеза

Необходимые условия

Исходные вещества

Источник энергии

Конечные продукты

Биологическое
значение

Световая

свет, хлорофилл, тепло

Н 2 О, ферменты, АДФ, фосфорная кислота

световая энергия

АТФ, О 2 ,
водород

образование кислорода

Темновая

энергия АТФ, минеральные вещества

СО 2 , АТФ, Н

химическая энергия (АТФ)

образование органических веществ

6. Установите соответствие между цифрами и буквами

(Максимальная оценка 7 баллов)

Команда 1

1. Регулирует водный баланс – ...
2. Непосредственно участвует в синтезе белка – ...
3. Является дыхательным центром клетки...
4. Придают привлекательный для насекомых вид лепесткам цветков...
5. Состоит из двух перпендикулярно расположенных цилиндров...
6. Выполняют функцию резервуаров в растительных клетках...
7. Имеют перетяжки и плечи...
8. Образует нити веретена деления...

А – клеточный центр.
Б – хромосома.
В – вакуоли.
Г – клеточная мембрана.
Д – рибосома.
Е – митохондрия.
Ж – хромопласты.

(1 – Г; 2 – Д; 3 – Е; 4 – Ж; 5 – А; 6 – В; 7 – Б; 8 – А. )

Команда 2

1. Органоид, на мембранах которого происходит синтез белков...
2. Имеет граны и тилакоиды...
3. Содержит внутри кариоплазму...
4. Состоит из ДНК и белка...
5. Обладает способностью к отделению мелких пузырьков...
6. Осуществляет самопереваривание клетки в условиях нехватки питательных веществ...
7. Компонент клетки, в котором находятся органоиды...
8. Встречается только у эукариот...

А – лизосома.
Б – хлоропласт.
В – ядро.
Г – цитоплазма.
Д – комплекс Гольджи.
Е – эндоплазматическая сеть.
Ж – хромосома.

(1 – Е; 2 – Б; 3 – В; 4 – Ж; 5 – Д; 6 – А; 7 – Г; 8 – В. )

7. Выберите организмы – прокариоты

(Максимальная оценка 3 балла)

Команда 1

1. Столбнячная палочка .
2. Пеницилл.
3. Трутовик.
4. Спирогира.
5. Холерный вибрион .
6. Ягель.
7. Стрептококк .
8. Вирус гепатита.
9. Диатомовые водоросли.
10. Амеба.

Команда 2

1. Дрожжи.
2. Вирус бешенства.
3. Онковирус.
4. Хлорелла.
5. Кисломолочные бактерии .
6. Железобактерии .
7. Бацилла .
8. Инфузория туфелька.
9. Ламинария.
10. Лишайник.

8. Решить задачу

(Максимальная оценка 5 баллов)

Команда 1

Определите иРНК и первичную структуру белка, закодированного в участке ДНК: Г–Т–Т–Ц–Т–А–А–А–А–Г–Г–Ц–Ц–А–Т, если 5-й нуклеотид будет удален, а между 8-м и 9-м нуклеотидом встанет тимидиловый нуклеотид.

(иРНК: Ц–А–А–Г–У–У–У–У–А–Т–Ц–Ц–Г–У–А; глутамин валин – лейцин – пролин – валин .)

Команда 2

Дан участок цепи ДНК: Т–А–Г–Т–Г–А–Т–Т–Т–А–А–Ц–Т–А–Г

Какова будет первичная структура белка, если под воздействием химических мутагенов 6-й и 8-й нуклеотиды будут заменены цитидиловыми?

(иРНК: А–У–Ц–А–Ц–Г–А–Г–А–У–У–Г–А–У–Ц; белок: изолейцин – треонин – аргинин – лейцин – изолейцин. )

9. Конкурс капитанов

(Максимальная оценка 10 баллов)

Капитаны получают карандаши и чистые листы бумаги.

Задание: изобразить наибольшее число органоидов клетки и подписать их.

10. Ваше мнение

(Максимальная оценка 5 баллов)

Команда 1

Многие процессы жизнедеятельности в клетке сопровождаются расходованием энергии. Почему молекулы АТФ считают универсальным энергетическим веществом – единственным источником энергии в клетке?

Команда 2

Клетка непрерывно изменяется в процессе жизнедеятельности. Каким образом она сохраняет свою форму и химический состав?

11. Подведение итогов

Оценивается деятельность учащихся, команд. Награждается команда-победительница.

Пища человека содеражит основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы; витамины, микроэлементы, макроэлементы. Поскольку, вся наша жизнь - это обмен веществ в природе, то для нормального существования взрослый человек должен трижды на день питаться, пополняя свой "запас" питательных веществ.

В организме живого человека непрерывно идут процессы окисления (соединения с кислородом) разнообразных питательных веществ. Реакции окисленя сопровождаются образованием и выделением тепла, необходимого для поддержания жизненных процессов организма. Тепловая энергия обеспечивает деятельность мышечной системы. Поэтому, чем тяжелее физический труд, тем больше пищи требует организм.

Энергетическую ценность пищи принято выражать в калориях. Калория - количество тепла, необходимое для нагревания 1 литра воды, имеющей температуру 15°C на один градус. Калорийность пищи составляет то количество энергии, которое образуется в организме в результате усвоения пищи.

1 грамм белка при окислении в организме выделяет количество тепла, равное 4 ккал; 1 грамм углеводов = 4 ккал; 1 грамм жиров = 9 ккал.

Белки

Белки поддерживают основные проявления жизни: обмен веществ, сокращение мышц, раздражимость нервов, способность к росту, разможению, мышлению. Белки содержатся во всех тканях и жидкостях организма, являясь их основной частью. В состав белков входят разнообразные аминокислоты, которые определяют биологическое значение того или иного белка.

Заменимые аминокислоты образуются в организме человека. Незаменимые аминокислоты поступают в организм человека только с пищей. Поэтому, для физиологически полноценной жизнедеятельности организма обязательно наличие в пище всех незаменимых аминокислот. Недостаток в пище даже одной незаменимой аминокислоты ведет к снижению биологической ценности белков и может явиться причиной белковой недостаточности, несмотря на достаточное количества содержания белка в рационе. Основной поставщик незаменимых аминокислот: мясо, молоко, рыба, яйца, творог.

Организму человека также необходимы белки растительного происхождения, которые содержатся в хлебе, крупах, овощах - в их состав входят заменимые аминокислоты. Продукты, содержащие животные и растительные белки обеспечивают организм веществами, которые необходимы для его развития и жизнедеятельности.

Организм взрослого человека должен получать примерно 1 грамм белка на 1 кг общего веса. Отсюда следует, что "среднестатистический" взрослый человек массой 70 кг должен получать не менее 70 г белка в сутки (55% белка должно быть животного происхождения). При тяжелых физических нагрузках растут потребности организма в белке.

Белки в питании нельзя заменить никакими другими веществами.

Жиры

Жиры превосходят энергию всех других веществ, участвуют в восстановительных процессах, являясь структурной частью клеток и их мембранных систем, служат растворителями витаминов А, Е, Д, способствуют их усвоению. Также жиры способствуют выработке иммунитета и помогают организму сохранить тепло.

Недостаток жира приводит к нарушению деятельности центральной нервной системы, изменению кожи, почек, органов зрения.

В составе жиров находятся полиненасыщенные жирные кислоты, лецитин, витамины А, Е. Средняя потребность взрослого человека в жире составляет 80-100 г в сутки, в том числе растительного - 25..30 г.

За счет жира в пище обеспечивается треть суточной энергетической ценности рациона; на 1000 ккал приходится 37 г жира.

Жиры в достаточном количестве содержатся в мозгах, сердце, яйцах, печени, сливочном масле, сыре, мясе, сале, птице, рыбе, молоке. Особо ценны растительные жиры, не содержащие холестерина.

Углеводы

Углеводы - основной источник энергии. На долю углеводов приходится 50-70% калорийности дневного рациона. Потребность в углеводах зависит от энергозатрат организма.

Суточная потребность в углеводах для взрослого человека, занимающегося умственным или легким физическим трудом составляет 300-500 г/сутки. У людей, занимающихся тяжелым физическим трудом, потребность в углеводах значительно выше. У тучных людей энергоемкость пищевого рациона можно снижать за счет количества углеводов без ущерба для здоровья.

Богаты углеводами хлеб, крупы, макароны, картофель, сахар (чистый углевод). Избыток углеводов в организме нарушает правильное соотношение основных частей пищи, нарушая тем самым обмен веществ.

Витамины

Витамины не являются поставщиками энергии. Однако, они необходимы в небольших количествах для поддержания нормальной жизнедеятельности организма, регулируя, направляя и ускоряя процессы обмена веществ. Подавляющее большинство витаминов не вырабатываются в организме, а поступают извне с пищей.

При недостатке витаминов в пище развиваются гипоавитаминозы (чаще зимой и весной) - повышается утомляемость, наблюдается слабость, апатия, снижается работоспособность, падает сопротивляемость организма.

Действия витаминов в организме взаимосвязаны - недостаток одного из витаминов влечет нарушение обмена других веществ.

Все витамины делятся на две группы: водорастворимые витамины и жирорастворимые витамины .

Жирорастворимые витамины - витамины А, Д, Е, К.

Витамин А - влияет на рост организма, устойчивость его к инфекциям, необходим для поддержания нормального зрения, состояния кожи и слизистых оболочек. Витамином А богаты рыбий жир, сливки, сливочное масло, яичный желток, печень, морковь, салат, шпинат, помидоры, зеленый горошек, абрикосы, апельсины.

Витамин Д - способствует образованию костной ткани, стимулирует рост организма. Недостаток витамина Д в организме ведет к нарушению нормального усвоения кальция и фосфора, становясь причиной развития рахита. Витамином Д богаты рыбий жир, яичный желток, печень, икра рыб. В молоке и сливочном масле витамина Д немного.

Витамин К - участвует в тканевом дыхании, свертываемости крови. Витамин К синтезируется в организме бактериями кишечника. Причиной недостатка витамина К являются заболевания органов пищеварения или прием антибактериальных препаратов. Витамином К богаты помидоры, зеленые части растений, шпинат, капуста, крапива.

Витамин Е (токоферол) влияет на деятельность эндокринных желез, на обмен белков, углеводов, обеспечивает внутриклеточный обмен. Витамин Е благоприятно влияет на течение беременности и развитие плода. Витамином Е богаты кукуруза, морковь, капуста, зеленый горох, яйца, мясо, рыба, оливковое масло.

Водорастворимые витамины - витамин С, витамины группы В.

Витамин С (аскорбиновая кислота) - активно участвует в окислительно-восстановительных процессах, влияет на углеводныф и белковый обмен, повышает сопротивляемость организма к инфекциям. Богаты витамином С плоды шиповника, черной смородины, черноплодной рябины, облепихи, крыжовника, цитрусовые, капуста, картофель, лиственные овощи.

В группу витамитов В входит 15 самостоятельных витаминов, растворимых в воде, которые принимают участие в процессах обмена веществ в организме, процессе кроветворения, играют важную роль в углеводном, жировом, водном обмене. Витамины группы В являются стимуляторами роста. Богаты витаминами группы В пивные дрожжи, гречневая крупа, овсяная крупа, ржаной хлеб, молоко, мясо, печень, яичный желток, зеленые части растений.

Микроэлеметны и макроэлементы

Минеральные вещества входят в состав клеток и тканей организма, участвуют в разнообразных процессах обмена веществ. Макроэлементы нужны организму в относительно больших количествах: кальций, калий, магний, фосфор, хлор, соли натрия. Микроэлементы нужны в очень малых количествах: железо, цинк, марганец, хром, йод, фтор.

Йод содержится в морепродуктах, цинком богаты злаки, жрожжи, бобовые, печень; медь и кобальт содержатся в говяжьей печени, почках, желтке куриного яйца, меде. В ягодах и фруктах много калия, железа, меди, фосфора.

ВНИМАНИЕ! Информация, представленная на данном сайте, носит справочный характер. Мы не несем ответственности за возможные негативные последствия самолечения!

Питательные вещества - углеводы, белки, витамины, жиры, микроэлементы, макроэлементы - содержатся в продуктах питания. Все эти питательные вещества необходимы человеку для возможности осуществления всех процессов жизнедеятельности. Содержание питательных веществ в рационе является важнейшим фактором для составления меню диет .

В организме живого человека никогда не останавливаются процессы окисления всяческих питательных веществ . Реакции окисления происходят с образованием и выделением тепла, которое нужно человеку для поддержания процессов жизнедеятельности. Тепловая энергия позволяет работать мышечной системе, что приводит нас к выводу, что чем тяжелее физический труд, тем больше еды требуется для организма.

Энергетическая ценность продуктов определяется калориями. Калорийность продуктов определяет количество энергии, получаемое организмом в процессе усвоения пищи.

1 грамм белка в процессе окисления дает количество тепла в 4 ккал; 1 грамм углеводов = 4 ккал; 1 грамм жиров = 9 ккал.

Питательные вещества - белки.

Белок как питательное вещество необходим организму для поддержания метаболизма, сокращения мышц, раздражимости нервов, способности к росту, размножению, мышлению. Белок содержится во всех тканях и жидкостях организма и является важнейшим элементов. Белок состоит из аминокислот, определяющих биологическое значение того или иного белка.

Заменимые аминокислоты образуются в теле человека. Незаменимые аминокислоты человек получает извне с пищей, что говорит о необходимости контролирования количества аминокислот в пище. Недостаток в пище даже одной незаменимой аминокислоты ведет к снижению биологической ценности белков и может стать причиной белковой недостаточности, несмотря на достаточное количество содержания белка в рационе. Основным источником незаменимых аминокислот являются рыба, мясо, молоко, творог, яйца.

Кроме того, организм нуждается в растительных белках, содержащиеся в хлебе, крупах, овощах - они дают заменимые аминокислоты.

В организм взрослого человека каждый день должно поступать приблизительно 1 г белка на 1 килограмм веса тела. То есть обычному человеку, весом 70 кг в день нужно минимум 70 г белка, при этом 55% всего белка должно быть животного происхождения. Если вы занимаетесь физическими упражнениями, то количество белка должно быть увеличено до 2 грамм на килограмм в сутки.

Белки в правильном рационе незаменимы никакими другими элементами.

Питательные вещества - жиры.

Жиры, как питательные вечества, являются одним из основных источников энергии для организма, участвуют в восстановительных процессах, так как являются структурной частью клеток и их мембранных систем, растворяют и помогают в усвоении витаминов А, Е, Д. Кроме того, жиры помогают в формировании иммунитета и сохранения тепла в теле.

Недостаточное количество жира в организме вызывает нарушения в деятельности ЦНС, изменения кожи, почек, зрения.

Жир состоит из полиненасыщенных жирных кислот, лецитина, витаминов А, Е. обычному человеку в день нужно око 80-100 грамм жира, из которого растительного происхождения должно быть не меньше 25-30 грамм.

Жир из еды дает организму 1/3 суточной энергетической ценности рациона; на 1000 ккал приходится 37 г жира.

Необходимое количество жира в: сердце, птице, рыбе, яйцах, печени, масле сливочном, сыре, мясе, сале, мозгах, молоке. Жиры растительного происхождения, в которых меньше холестерина, более важны для организма.

Питательные вещества - углеводы.

Углеводы , питательное вещество , являются главным источником энергии, который приносит 50-70% калорий из всего рациона. Необходимое количество углеводов для человека определяется исходя из его активности и энергозатрат.

В день обычному человеку, который занимается умственным или легким физическим трудом необходимо примерно 300-500 грамм углеводов. С увеличением физических нагрузок увеличивается и суточная норма углеводов и калорий. Полным людям энергоемкость дневного меню можно уменьшать за счет количества углеводов без ущерба для здоровья.

Много углеводов содержится в хлебе, крупах, макаронах, картофеле, сахаре (чистый углевод). Излишек углеводов в организме нарушает правильное соотношение основных частей пищи, нарушая этим метаболизм.

Питательные вещества - витамины.

Витамины , как питательные вещества , не дают энергии организму, но все же являются важнейшими питательными веществами необходимыми для организма. Витамины нужны для поддержания жизнедеятельности организма, регулируя, направляя и ускоряя процессы обмена веществ. Почти все витамины организм получает из пищи и лишь некоторые организм может производить сам.

В зимнее и весеннее время в организме может возникать гипоавитаминоз из-за недостатка витаминов в пище - увеличивается утомляемость, слабость, апатия, уменьшается работоспособность, сопротивляемость организма.

Все витамины, по действию их на организм, взаимосвязаны - недостаток 1 из витаминов дает нарушение обмена других веществ.

Все витамины разделяются на 2 группы: водорастворимые витамины и жирорастворимые витамины .

Жирорастворимые витамины - витамины А, Д, Е, К.

Витамин А - нужен для роста организма, улучшения устойчивости его к инфекциям, поддержания хорошего зрения, состояния кожи и слизистых оболочек. Витамин А поступает из рыбьего жира, сливок, сливочного масла, яичного желтка, печени, моркови, салата, шпината, помидоров, зеленого горошка, абрикос, апельсинов.

Витамин Д - нужен для формирования костной ткани, роста организма. Недостаток витамина Д приводит к ухудшению усвоения Ca и P, что приводит к рахиту. Витамин Д можно получить из рыбьего жира, яичного желтка, печени, рыбьей икры. Витамин Д еще есть в молоке и сливочном масле, но совсем чуть-чуть.

Витамин К - нужен для тканевого дыхания, нормальной свертываемости крови. Витамин К синтезируется в организме бактериями кишечника. Недостаток витамина К появляется из-за заболеваний органов пищеварения либо приема антибактериальных препаратов. Витамин К можно получить из помидоров, зеленых частей растений, шпината, капусты, крапивы.

Витамин Е (токоферол ) нужен для деятельности эндокринных желез, обмена белков, углеводов, обеспечения внутриклеточного обмена. Витамин Е благоприятно влияет на течение беременности и развитие плода. Витамин Е получаем из кукурузы, моркови, капусты, зеленого гороха, яиц, мяса, рыбы, оливкового масла.

Водорастворимые витамины - витамин С, витамины группы В.

Витамин С (аскорбиновая кислота ) - нужен для окислительно-восстановительных процессов организма, углеводного и белкового обмена, увеличения сопротивляемости организма к инфекциям. Богаты витамином С плоды шиповника, черной смородины, черноплодной рябины, облепихи, крыжовника, цитрусовые, капуста, картофель, лиственные овощи.

Группа витаминов В включает в себя 15 растворимых в воде витаминов, принимающих участие в процессах обмена веществ в организме, процессе кроветворения, играют важную роль в углеводном, жировом, водном обмене. Витамины группы В стимулируют рост. Получить витамины группы В можно из пивных дрожжей, гречки, овсянки, ржаного хлеба, молока, мяса, печени, яичного желтка, зеленых частей растений.

Питательные вещества - микроэлементы и макроэлементы.

Питательные минеральные вещества входят в состав клеток и тканей организма, участвуют в различных процессах обмена веществ. Макроэлементы необходимы человеку в относительно больших количествах: Ca, K, Mg, P, Cl, соли Na. Микроэлементы необходимы в небольших количествах: Fe, Zn, марганец, Cr, I, F.

Йод можно получить из морепродуктов; цинк из злаков, дрожжей, бобовых, печени; медь и кобальт получаем из говяжьей печени, почек, желтка куриного яйца, меда. В ягодах и фруктах много калия, железа, меди, фосфора.