Главная · Виды заболеваний · Пословицы про трусость. Развитие речи: "Трусиха". Быть храбрым – значит видеть цель

Пословицы про трусость. Развитие речи: "Трусиха". Быть храбрым – значит видеть цель

1.Трусиха - это робкая девочка.
Пословицы.
Трус и таракана принимает за великана.
Трус своей тени боится.
У страха глаза велики.
Сам погибай, а товарища выручай.
Храбрый не тот, кто страха не знает,а кто узнал и навстречу ему идёт.
"Трусиха"
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, жуков, пауков, гусениц. Её так и звали – «трусиха».(Почему?)
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка.
(Во что можно играть?)
Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали(Почему?) – ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился (Почему?) , потому что умел ходить только на четвереньках.



– Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!.. Все обернулись.
– Лохмач! Лохмач!.. Берегись, ребята!..
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша: на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шёл на приступ.
(Кто поможет маленькому Андрюше?)
Валя взвизгнула, выбежала из калитки (Зачем?) , схватила в одну руку совок, в другую – кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.

Огромный злющий пёс нёсся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и очень широким. Он не лаял, а как-то всхрапывал при каждом прыжке. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть.
(Как ты думаешь, что может произойти дальше?) Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
– Пошёл вон!

– Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! – Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу, Вале на выручку.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл обратно к сараю.

На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.

Зато Валя плакала навзрыд.
(Почему?)
– Ты что? – спросили ребята. – Лохмач тебя укусил?

– Нет, – отвечала она. – Он не укусил... Просто я очень испугалась...
Что можно рассказать про Валю?
1. В начале рассказа.
2. В конце рассказа.
"Путаница"
Ребята бросились врассыпную.

Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! - Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.

Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали - «трусиха».

На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы..

Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:

Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую - кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.

Нет, - отвечала она, - он не укусил... Просто я очень испугалась...

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

Беседа .

2. Как вы думаете, что такое смелость ? Назовете слово противоположное ( трусость). Смелый назовите сл ова близкие по значению ( отважный,

решительный, бесстрашный, мужественный , храбрый).

Как называют человека, который всего боится (трусливый)

Назовите слова, которые близкие по значению (робкий, боязливый, несмелый, опасливый).

Кто такой смельчак? Слово противоположное по значению (трус). Если этот человек девочка (трусиха)

Может ли трусливы й человек быть смелым?

(ответы на вопрос)

    Новая тема.

Ребята, сегодня вы познакомитесь с очень интересным рассказом «Трусиха», в котором главной героине тоже пришлось пережить сильное чувство.

    В этом рассказе встретятся слова, значение которых нужно уточнить, чтобы прочитанное было понятным.

Словарная работа.

Лохмач (кличка собаки)

Бросились врассыпную (разбежались кто куда)

На четвереньках (стоять или ходить, опираясь на две руки и на две ноги)

Наперерез (пересекая кому-нибудь путь)

Выползали из своих убежищ (выползали из тех мест, куда спрятались)

Навзрыд (плакать громко, с рыданиями).

    Работа по учебнику (стр. 159-161) Этот рассказ дается в сокращении.

Чтение рассказа до слов «Ребята бросились в рассыпную».

    Вы думаете, как поступит Валя?

Сильный ученик дочитывает рассказ до конца.

    Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

    Что вас удивило, взволновало?

    Что вы можете сказать про Валю?

    Какая это девочка?

(Подтвердите свое мнение примерами).

6. Разделим рассказ на части, озаглавим каждую часть. Составим план.

План.

По 1 предложению с 1 ряда.

а)читаем первую часть «Валя была... на четвереньках»

    Почему Вата к Андрюша не играли с ребят ами. (Валю считали трусихой, а Андрюша ходил только на четвереньках)

    Как можно озаглавить эту часть?

План.

1. Игра на улице.

б) читаем вторую часть. «Вдруг со стороны... враг шёл на приступ».

    Как случилось, что Андрюша остался один на улице? (он не умел ходить)

    Кто заставил ребят убежать?

(Злой Лохмач, который сорвался с цепи).

    Как вы озаглавите эту часть?

    Лохмач сорвался с цепи!

в) чтение третей части «Валя взвизгнула.. .взял его за ошейник и увел».

    Почему Валя сначала убежала, а потом снова вернулась?

    Чем закончился поединок Вали и Лохмача? ( Валя победила)

    Попробуйте представить себя на месте Вали, какие чувства у вас могли быть в это время? (страх)

    А как Валя вела себя в этой обстановке? (Она смело защищала брата)

    Что придало её силы? (Чувство ответственности за брата)

    Как ее можно озаглавить?

    Смелый поединок Вали и Лохмача.

г) Чтение заключительной части. «На улице стало тихо... я очень испуг.»

    Почему Валя заплакала, когда опасность миновала? (Она только сейчас почувствовала страх)

    Что теперь можно сказать про Валю (Она очень смелая).

    А как вели себя остальные ребята?

    Кто же на самом деле смелый? (Смелый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет)

Как можно озаглавить эту часть?

    Опасность миновала.

Мы составили план.

Прочитайте его и попробуйте пересказать по плану.

    1. Работа по иллюстрациям.

Рассмотрите иллюстрации. В правильном ли порядке они расположены, как развиваются события в рассказе.

    Найдите строки, которые можно отнести к 1 иллюстрации (прочитайте) 3 часть.

    Найдите отрывок ко второй иллюстрации (прочитайте) 4 часть.

    1. Физ. минутка. Под музыку «Если с другом...»

      Назовите действующих лиц. Кто дрожит - тот и бежит.

      Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

      Сам погибай, а товарища выручай.

      Объясните содержание пословиц.

      О чем эти пословицы?

      ( О смелости и трусости)

      • Какие пословицы выражают главную мысль рассказа? (3. 4 пословицы)

        1. Работа в группах.

      Задания:

      ] групп а. Запишите слова , которые близкие по значению.. Была ли Валя трусихой?

          1. труппа. Почему рассказ назван так? Как можно бы по-другому назвать

      рассказ?

          1. группа. Придумайте продолжение рассказа.

      Проверка заданий.

        1. Итог урока.

        Чем мы занимались сегодня на уроке?

        Что нового узнали? Возвращаемся к вопросу:

      Может ли трусливый человек быть смелым? Пересилила Валя себя, тем самым и брата спасла.

      Активное участие принимали на уроке дети (называются имена).

      Молодцы!!!

  • Трус пулю затылком ловит, а храбрый её обходит.
  • Боязливому и своя тень страшна.
  • Всякий трус о храбрости говорит.
  • Герой умирает раз, трус — тысячу раз.
  • За трусом смерть ходит.
  • Кто струсил, от того и счастье отойдёт.
  • Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.
  • На трусливого много собак.
  • У страха глаза велики.
  • Двух смертей не видать, а одной не миновать.
  • Взявши шлык, да в подворотню шмыг.
  • Трусливая собака громко лает.
  • Без головы – не ратник, а побежал, так и воротиться можно.
  • Молодец против овец, а против молодца — и сам овца.
  • Не робеем, а оробеем, так уйти поспеем.
  • Трусливее зайца, прокудливей кошки.
  • Праздновать трусу.
  • Напуганная ворона и воробья боится.
  • На смелого собака лает, а трусливого рвёт.
  • Волка бояться, так и в лес не ходить.
  • Кто кого за глаза поносит, тот трусит его.
  • Победа впереди — трус позади.
  • Попятишься назад, раком назовут.
  • Ростом до крыши, а трусливее мыши.
  • Оглянулся, да и был таков. Поминай как звали!
  • Трус и таракана принимает за великана.
  • От своего хвоста не уйдешь.
  • Хорошо медведя из избы дразнить.
  • Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает.
  • Трусы в карты не играют.
  • Лучше умирать в поле, чем в бабьем подоле.
  • Бояться смерти – на свете не жить.

Высказывания и афоризмы о мужестве

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

А. А. Ахматова

Дерзайте отчизну мужеством прославить!

М. В. Ломоносов

Пословицы и поговорки о смелости, отваге и трусости

* Бой отвагу любит.

* Бояться волков – быть без грибов.

* Бояться смерти – на свете не жить.

* Волка бояться, так и в лес не ходить.

* Всякий трус о храбрости беседует.

* Глаза страшат, а руки делают.

* Двух смертей не видать, а одной не миновать.

* Душа в пятки ушла.

* Лучше умирать в поле, чем в бабьем подоле.

* На всяку беду страха не напасешься.

* На смелого собака лает, а трусливого рвет.

* Некуда оглядываться, когда смерть за плечами.

* Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.

* Он сам своей тени боится.

* Отвага – половина спасенья.

* Полно мертвым соколом ворон пугать.

* Постоим за своих. Знай наших!

* Сердце екнуло.

* Сердце соколье, а смелость воронья.

* Сказал бы словечко, да волк недалечко.

* Трясется, как осиновый лист.

* У страха глаза велики.

* Удалому все нипочем.

* Хотя не ел, да будь смел.

* Храбр после рати, как залез на полати.

* Я (ты, он) не робкого десятка.

Всякий трус о храбрости беседует.

Сто малодушных не заменят одного храброго.

Не множество, а храбрость побеждает.

Храброго пуля боится, храброго штык не берёт.

Умение и храбрость приносят радость.

Не храбрись, идя на медведя, а храбрись при медведе.

После рати храбрых много.

Храбр после рати, как залез на полати.

Храброму смерть не страшна.

Петух храбр на своей навозной куче.

Чья храбрость – того и победа.

Храбрость стоит, а трусость бежит.

Храбрость после боя и гроша не стоит.

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

Храбрость – сестра победы.

Храбрость города берёт.

Храбрость от головы, резвость – от ног.

Храбрость от умения прибавляется.

Петух на что храбр и тот ястреба боится.

В согласном стаде волк не страшен, и храбрость крепче стен и башен.

Что значит храбриться?
Храбриться – принимать бодрый вид, стремясь казаться уверенным в себе; стараться показать себя храбрым, на многое готовым.

Что такое храбрость?
Храбрость – мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость.

Кто такой храбрец?
Храбрец – смелый человек, смельчак.

Как мы говорим?
Храбрый воин.

Храбрый портной.

Храбрый утёнок.

Беззаветная храбрость.

Защищаться храбро.

Каждый миг своей жизни люди делают выбор в пользу тех или иных поступков – куда идти, с кем говорить, что совершать, о чем думать. Однако нередко свобода воли может повергать человека в страх. Ведь новый момент, когда нужно принять решение, таит в себе неопределенность и опасения по поводу возможного исхода событий. Отвага может потребоваться от человека совершенно внезапно. Фольклор богат различными пословицами и поговорками на данную тематику.

Смелым может быть каждый

Это знали наши предки, мудрость которых дошла до наших времен благодаря различным пословицам о трусости. В фольклоре немало различных идей о том, насколько важной является отвага в поведении благородного человека. «От трусости отвага на расстоянии шага» – гласит народная мудрость. Преодолеть страх – вполне по силам каждому. Однако во многом возможность стать отважным зависит от того, как быстро человек начал бороться с трусостью. Делать это лучше до тех пор, пока она не превратилось в неотъемлемое качество личности. Мужество в действительности является энергией, которая тратится на преодоление собственной боязни. Эта мудрость нашла свое отображение во многих пословицах о трусости.

Ступить на тропу неизвестности

Одно из самых известных выражений звучит следующим образом: «Волка бояться – в лес не ходить». Немало людей настолько сильно боятся окружающего мира, что практически полностью замкнулись в собственной «раковине», ограничившись виртуальным общением. Однако народная мудрость предупреждает: такой страх может послужить тому, что будет упущено немало различных шансов, жизнь может оказаться прожитой впустую. Раньше лес был источником различных богатств. Люди ходили охотиться, собирали в нем грибы, ягоды. И тот, кто был слишком труслив, оказывался вынужденным отказаться от тех богатств, которые таились в лесных чащах.

В настоящее время эта пословица о трусости приобрела переносный смысл. Теперь так говорят, когда человеку нужно покинуть так называемую зону комфорта – иными словами, наступить на собственный страх и начать делать то, что раньше казалось для него непривычным и чужим. Однако отвага даже в небольших делах всегда вознаграждается. Тот, кто проявил смелость, получает представление об истинном положении вещей. Он лучше узнает себя самого и окружающий мир точно так же, как и охотник, решившийся ступить в незнакомую чащу.

Быть храбрым – значит видеть цель

Смелость может пригодиться человеку во многих ситуациях. «Крут бережок, да рыбка хороша» – говорили раньше в народе. Нередко те вещи, которые наделены какой-либо ценностью, требуют от человека приложения определенных усилий. Пословицы о трусости отражают истинное положение вещей: ничто не дается человеку просто так. Только лишь проявив смелость и отвагу, можно получить долгожданную награду. Тот же, кто видит перед собой только «крутой берег», но не видит награды за свои действия, в дальнейшем будет обречен на разочарования. «Где отвага – там и победа» – гласит мудрость веков.

Преувеличение опасности

Одна из самых известных пословиц о смелости и трусости звучит следующим образом: «У страха глаза велики». Действительно, пребывая в бесконечных сомнениях в себе и страхе перед ситуацией, люди только мысленно «накручивают» себя еще больше. У них не остается никакой энергии, чтобы справиться со своими тревогами, предпринять шаги, чтобы преодолеть имеющиеся трудности. Страх – это переживание, которое полностью сковывает человека, лишая его возможности действовать. В таком состоянии он преувеличивает возможную опасность, мысленно придает объекту своего страха те черты, которых у него нет. Так воображение человека играет с ним злую шутку, не давая возможности рассмотреть действительное положение вещей и задаться вопросом: а действительно ли все настолько страшно?

Предрасположенность к страху

Наш народ сочинил немало пословиц о храбрости и трусости, которые будут интересны современным читателям. «Трусливому зайцу и пенек волк» – говорили наши предки. Страх в действительности имеет свойство со временем переноситься со своего первоначального объекта на другие ситуации. Например, в подростковом возрасте юноша мог испугаться драки с более сильным товарищем. Став более взрослым, он понимает, что теперь все соперники, которые кажутся ему сильнее или хитрее, вызывают у него страх.

Каждый наверняка знает кого-либо из своего окружения, кто постоянно о чем-либо тревожится. Для таких людей опасения стали самой настоящей привычкой – они чем-то походят на трусливых зайчат, которые боятся любого шороха в лесу. «Трус и без войны наложит в штаны» – гласит саркастическая пословица. Если не преодолеть привычку к опасениям в самом начале, то в дальнейшем сделать это будет гораздо сложнее. Однако делать это нужно социально приемлемыми способами.

Испытывать страх – не постыдно

Пословицы и поговорки о трусости не только осуждают это качество, но и детально описывают те переживания, которые свойственны каждому человеку в тревожные минуты. «Я не трус, но я боюсь» – эти слова может в той или иной ситуации произнести о себе каждый. Со всеми случаются ситуации, когда будущее внушает страх. Человека могут охватывать сомнения по поводу правильности своих действий, и в этом нет ничего предосудительного. Ведь самое главное состоит в том, как именно он относится к своей трусости – действует ей вопреки или же поддается всепоглощающей тревоге.

Среди всего многообразия пословиц про смелость и трусость каждый может выбрать для себя наиболее интересные и вдохновляющие. «Чего боишься, то и случится» – гласит еще одна народная мудрость. Напоминая себе почаще об этом, можно избежать многих неприятностей. Ведь неспроста наш мудрый народ еще в далекие времена знал о пагубности человеческих страхов. То, что вызывает в людях тревогу, чаще всего их и настигает. Конечно, при том условии, что они не перестали предаваться трусости. Иногда для этого нужно приложить немало волевых усилий. Но тот, кто изгнал из своих помыслов страх, получит в будущем великую награду.

Трусость и другие качества

Наши предки знали, что один порок в человеке нередко сочетается с другими. «Где лень запрягает, там страх погоняет» – гласит пословица о лени и трусости. Не умея преодолевать себя, человек становится безвольным перед воздействием различных пороков. И в дополнение к трусости у него появляются и другие дурные качества. Вот еще одна пословица, которая тому подтверждение: «Блудлив, как кошка, труслив, как заяц». Преодолевая один порок, человек становится сильнее – а значит, ему легче противостоять и другим жизненным соблазнам. Таким образом, смелость позволяет людям становиться не только лучше, но и счастливее. Ведь противостоять трусости и другим порокам – это значит сопротивляться разрушению в собственной жизни.

Цели и задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Артюховой “Трусиха”.
  2. Учить понимать замысел автора, оценивать поступки героев посредством анализа произведения, ответов товарищей.
  3. Обучение анализу и обобщению полученных знаний.

Развивающие:

  1. Развивать навык выразительного, правильного и осознанного чтения.
  2. Развитие памяти, мышления, логического мышления.
  3. Развитие речи учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чуткость, умение придти на помощь в нужное время.
  2. Воспитание смелости и решительности.

Оборудование и материалы:

  • Учебник “Родная речь” книга 1(2 часть) Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. - М., “Просвещение”, 2000 г.;
  • Портрет детской писательницы Н.М.Артюховой;
  • Выставка книг с рассказами Н.М.Артюховой;
  • Карточки с тестовым заданием для проверки домашнего задания;
  • Индивидуальные карточки для работы над совершенствованием техники чтения (работа над артикуляцией, дыханием, тоном речи, предупреждением регрессий глаз);
  • Пословицы о дружбе, смелости, решительности;
  • Карточки с названиями черт характера человека;
  • Электрическая свеча, вырезанные из цветной бумаги огоньки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке у нас много гостей. А в гости любят ходить к хорошим людям. Постараемся доказать это своей работой.

2. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы читали рассказ В.Осеевой “Хорошее”.

Я хочу проверить, насколько внимательно вы читали этот рассказ, проверить вашу память. Для этого я попрошу вас выполнить задание №1 на карточке. Там напечатаны шесть утверждений, высказываний. Некоторые из них верные, другие – нет. Давайте прочитаем их, а затем вы самостоятельно перечитаете их и если вы согласны с высказыванием, то напротив поставьте знак “+”, если не согласны – знак “-”.

1. К Юре обращались за помощью 4 раза. “-”

2. Первой за помощью обратилась сестренка. “+”

3. Она просила завязать ей шнурки на ботинках. “-”

4. В доме у Юры была кошка. “-”

5. Собаку Юрика звали Дружок. “-”

6. Мама дала Юре совет, какие хорошие дела он может сделать. “+”.

(Проверка)

3. Постановка цели урока.

Итак, продолжаем урок чтения.

Какие цели мы ставим перед собой на уроках чтения, чему мы учимся на этих уроках? (Научиться читать бегло, грамотно, выразительно, учиться мыслить, выражать свое мнение, развивать память, мышление. )

Что нам предстоит сделать на сегодняшнем уроке, мы сейчас разгадаем. Для этого выполним задание №2 на карточке. (Каждый ряд расшифровывает по одному слову)

№2. Задание: Расшифруйте слова. Каждое число соответствует порядковому номеру буквы в алфавите.

А 1 Б 2 В 3 Г 4 Д 5 25 10 20 1 20 30
Е 6 Ё 7 Ж 8 З 9 И 10
Й 11 К 12 Л 13 М 14 Н 15 читать
О 16 П 17 Р 18 С 19 Т 20 18 1 19 19 21 8 5 1 20 30
У 21 Ф 22 Х 23 Ц 24 Ч 25 рассуждать
Ш 26 Щ 27 ъ 28 ы 29 ь 30 16 24 6 15 10 3 1 20 30
Э 31 Ю 32 Я 33 оценивать

Вывод: итак, мы будем сегодня учиться: внимательно читать; рассуждать; оценивать поступки героев.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством детской писательницы – Нины Михайловны Артюховой. Посмотрите на её портрет. Родилась Артюхова в 1901 году, умерла в 1990-м. Нина Михайловна была дочерью известного русского купца М.И. Сабашникова. Закончила МГУ. Работала химиком, увлекалась историей. Но ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она и стала детской писательницей. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах “Затейник”, “Мурзилка”. Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о честности, доброте, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить. Среди её произведений рассказы “Маринка”, “Светлана”, сборники рассказов “Повести о детях”, “Новые соседи”, “Белая коза Альба”, “Саша-дразнилка”. Сегодня мы познакомимся с одним из её рассказов “Трусиха”.

4. Изучение нового материала

1. Разминка.

  • Упражнения для работы над артикуляцией.
АОУЫИЭ АУОИЫЭ АИЫЭУО
  • Упражнения для развития дыхания и развития голоса:

“Задуйте свечу”

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

“В лифте”

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

2. Отработка навыков чтения.

1) Отработка трудных слов изучаемого текста. (Устранение регрессии)

В рассказе “Трусиха” встретятся длинные, сложные для прочтения слова. Чтобы нам легче было читать, давайте сейчас над ними поработаем.

№3. Задание: Прочитай по слогам, а затем плавно целым словом.

Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разным шрифтом

№4. Задание: Прочитай

2) Словарная работа.

В рассказе встретятся слова и выражения, значение которых может быть не всем известно. Как вы понимаете их значение.

Умел ходить на четвереньках

Бросились врассыпную

Враг шёл на приступ

Оскаленная, клыкастая пасть.

Плакала навзрыд

Наперерез

3) Первичное чтение рассказа учителем.

4) Первичная проверка понимания.

Как вы считаете, была ли Валя трусихой?

Почему вы так считаете?

Откройте учебник на странице 23.

Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?

Найдите в тексте и прочитайте отрывок, к которому относится эта иллюстрация.

Все ли правильно и точно изобразил художник? (Нет, сторож сразу увел собаку, да и собака маленькая, а в рассказе она огромная.)

5. Физкультминутка.

На уроке мы читаем,
Стать все смелыми мечтаем
Чтобы сильным быть и ловким
Приступаем к тренировке.

Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.

На носочки поднялись,
Руки опустили,
А теперь присели вниз.
Коленки обхватили.

Снова встали – ноги вместе
И уже сидим на месте.
Посидим, отдохнём
И опять читать начнём.

6. Закрепление нового материала.

Выразительное повторное чтение учащимися по цепочке.

Чего же так испугались все дети?

Для кого рисковала жизнью Валя?

Прочитайте, как маленький Андрюша остался один.

Что делали в это время ребята?

А что делала Валя?

Перечитайте действия Вали. (Взвизгнула, выбежала, схватила)

Как выглядел пёс? Прочитайте.

Слышите ли вы его рычание? (Ог-р-р-ромный, кор-р-роткий, шир-р-рокий)

Прочитайте, что было после того, как сторож увел собаку? Как вела себя Валя?

Почему Валя плакала? Ведь опасность была позади. (Она только сейчас почувствовала страх)

Подумайте, почему Валя выбежала из калитки навстречу грозному псу? Что заставило ее встать на защиту Андрюши? (Чувство ответственности, страх за маленького.)

Как бы вы поступили на месте Вали?

Каким человеком на самом деле была девочка Валя?

Давайте опишем ещё раз Валю. Какие черты характера у неё?

Прочитайте напечатанные на карточках черты характера и свойства человека. Те, которые подходят к нашему герою произведения, вывешиваем на доску, а лишние убираем.

смелая

чуткая

отзывчивая

боязливая

отважная

трусливая

доброе сердце

храбрая

мужественная

бесстрашная

Что вы ещё можете добавить?

7. Итог урока

С каким рассказом сегодня познакомились?

О каких человеческих качествах заставляет подумать? (О настоящей смелости, об ответственности за младших.)

Ребята, вспомните, пожалуйста, пословицы о настоящей дружбе, о смелости. Ведь

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

(учащиеся называют пословицы)

Прочитайте ещё пословицы о дружбе и смелости на карточке (читают).

Друг познается в беде.

Без беды друга не узнаешь.

Вдруг не станешь друг.

Верный друг лучше сотни слуг.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Смелость города берет.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дерево живет корнями, а человек – друзьями.

Человек без друга – что земля без воды.

Без друга в жизни туго.

Без друга на сердце вьюга.

Друг познается в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Без друга жить - самому себе постылым быть.

Верному другу цены нет.

Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

Друг научит, а недруг проучит.

Друга ищи, а найдешь - береги.

А я считаю, что к рассказу “Трусиха” больше всего подходит пословица “Смелость города берёт”. Как вы понимаете смысл этой пословицы применительно к данному рассказу?

Я сейчас зажгу свечу. (Зажигаю электрическую свечу и грею руки)

Давайте сделаем большой Огонь. (Дети встают вместе у доски, поднимая вверх свои вырезанные из цветной бумаги огоньки.)

Как вы себя сейчас чувствуете?

Дети: Тепло, приятно, хорошо.

Учитель: Это непростой огонек. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг, тот смелый и решительный человек. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друга и поддерживали теплоту своих сердец. Пусть в вашем сердце всегда горит этот маленький огонёк.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

8. Домашнее задание. Пересказать рассказ Н.М.Артюховой “Трусиха”, подобрать пословицы и поговорки о смелости, отваге, дружбе, взаимопомощи.

Трус храбр за печью, словно заяц боится собственной тени, таракана принимает за великана и, наконец, трусость до добра не доведет — эти и другие мысли метко выразил русский народ в пословицах о трусости . Смелые всегда были в почете, а трусы — высмеивались.Трусость — не черта личности, это характерное поведение человека, когда он не может побороть свой страх и совершить какой-либо поступок. Это душевная слабость, неспособность управлять эмоциями и слышать разум в стрессовой ситуации. Каждый трус может стать смелым, если он того захочет.

— Пословицы о трусости и трусах,
— О смелости и трусости,
— Поговорки о трусости.

О трусости и трусах

Трусостью от врага не оборонишься.
На смелого собака лает, а трусливого рвет.
Трус, что заяц, - и тени своей боится.
У труса и глаза мышиные, жить бы ему только в подполье.
Худо, как боишься: беды не минуешь, а только надрожишься.
Труса лечи опасностью (А. Суворов).
Трус и таракана принимает за великана.
Собака, что лаешь? -Волков пугаю! - Собака, что поджала? - Волков боюсь!
Трус домой не воротится: от него и мать отворотится.
Блудлив, как кошка, труслив, как заяц.
Для трусливого Афоньки и заяц - волк.
Трус страшится даже своей тени.
Трус и без войны наложит в штаны.
Чего боишься, то и случится.
Я - не трус, но я боюсь.
Обжегся на молоке, так и дует на воду.
Трус покоя не знает.
Трус не телом худ, а душой плут.
Трус в бою помогает врагу.
Трус живет - только небо коптит.
Трус трусом погибает.
Трус - грязная шкура, прячется хмуро, провел век, а не человек.
Трус и хлопушку принимает за пушку.
Трусу никто не рад, трус - предателю брат.
Трусость до добра не доводит.
Трусость силу отнимает.
На труса-подлеца не жалко и свинца.
Воевать трусу на печи с тараканами.
Бухнет бомба - трус дрожит, ухнет мина - трус бежит.
Во сне он герой на войне, а проспится - комара боится.
Кто по полю мечется, в того и пуля метится.
Ростом до крыши, а трусливее мыши.
Идет воевать, а не хочет сабли вынимать.
С трусом поведешься - горя наберешься.
Трусом не стану, от своих не отстану.
Трусливому зайке и пенек волк.
Трус умирает тысячу раз, а герой - только однажды.
Боится его как черт ладана.
Бояться смерти – на свете не жить.
Волков бояться - в лес не ходить.
Бояться волков – быть без грибов.
Волка бояться - и от белки бежать.
Бояться несчастья - и счастья не будет.
На трусливого и уж - змея.
На трусливого много собак.
На всяку беду страха не напасешься.
У страха глаза велики.
У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.
В располохе и медведь труслив.
Глотка шире котла, а сердце уже заячьей лапы.

Дай бог нашему теляти да волка поймати.
Один со страху помер, другой ожил.
Кому что думается, тот того и боится.
Кого медведь драл, тот и пенька в лесу боится.
Кто назад бежит, тот честью не дорожит.
Лук туг, копье коротко, а сабля не вынимается.
Молодец - на овец, а на молодца - сам овца.
Берегись козла спереди, коня сзади, а лихого человека - со всех сторон.
Он сам своей тени боится.
В баню идти - пару не бояться.
Пуганая ворона куста боится.
Пуганый зверь далеко бежит.
Смирну собаку и кочет бьет.
Страх по пятам за неправдой ходит.
Страхов много, а жизнь одна.
От своего хвоста не уйдешь.

О смелости и трусости

Трус славит себя языком, а храбрец - штыком.
Храброму города брать, а трусу и от родного дома бежать.

Храбер трус за печью.
Смелого трус подводит, за трусом и враг приходит.
Храбрый веселится, а трус ноет.
Трус своих губит, а герой врагов рубит.
Трусы становятся смелыми, если замечают, что их боятся.
Трусы к победам не идут.
Трус смелому не товарищ.
Победа впереди - трус позади.
Вояка: на словах и так и сяк, а на деле никак.
Кто смел, два съел; кто проворен, тот доволен.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
На Руси не все караси - есть и ерши.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
На смирного бог беду шлет, а бойкий сам наскочит.
Не так страшен черт, как его малюют.
После рати храбрых много.
Грозит мышь кошке, да издалека.
Сказал бы словечко, да волк недалечко.
И хочется, и колется, и болит, и матушка не велит.
Кто смел, тот и съел (и на коня сел).
Удалой долго не думает. Отвага – половина спасенья.
То ли, се ли, задумано – делай! Задумал бежать, так нечего лежать.
Стояньем го́рода не возьмешь (т. е. мешканьем).
Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
Глаза боятся, а руки делают.
Либо пан, либо пропал.
Либо сена клок, либо вилы в бок.
Либо полковник, либо покойник.
Либо в стремя ногой, либо в пень головой.
Воевать тебе на печи с тараканами.
Храбр после рати, как залез на полати.
Молодец на овец, а на молодца и сам овца.
Воин: сидит под кустом да воет.
Иному гром не гром, а страшен барабан.
Сердце соколье, а смелость воронья.
Хорошо медведя в окно дразнить.
Утопили мыши кота в помойной яме, да мертвого.
Из-за куста и ворона (и свинья) остра.
Всякий трус о храбрости беседует.
Не струшу, так отведу душу.
Наши в поле не робеют (на печи не дрожат).
Лучше умирать в поле, чем в бабьем подоле.
Счастье видишь – смелее и́дешь.
Иду вперед, лучше страх не берет.
Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.
Некуда оглядываться, когда смерть за плечами.

Поговорки о трусости

Со страху обмер (умер). Без языка стал.
Ни жив ни мертв. Промеж жизни и смерти. Как не живой.
Побледнел, как полотно. Белей белья стал.
Сердце екнуло. Душа в пятки ушла.
Дрожит как лист на осине.
Душа в пятки ушла.
Своих лаптей испугался.
Со страху дух захватило.
Трясется, как лист на осине (как осиновый лист).
Стои́т, как вкопанный. Только глазами хлопает.
Так у меня сердце и запело петухом.
Резвы ноги (колени) подкосились (подломились, осеклись).
Подо мной ножки, как лучинки, хрустнули.
Мурашки пошли. Мурашки по телу бегают. Мурашками посыпало.
Присмирел, что волк под рогатиной.
Не сносить тебе головы.
Боится его, как черт ладана.
Оглядывается, что волк на свой хвост.
Он сам своей тени боится.
Зуб на зуб не попадает. У нашего Трошки задрожали ножки.
Была не была (наудачу).
Бежит, словно под ним земля горит (дрожит).
Как на крыльях улетел. Ровно его ветром сдуло.
Заманивай неприятеля, заманивай (говорится в шутку, если кто побежит; слова эти приписывают Суворову).
Поджать хвост. Я тебе подожму хвост; ты у меня подожмешь хвост.
Держаться на благородном расстоянии (дистанции).
Ядрам поклоны отдавать (приседать, когда летит ядро, трусить).
Загнать кого в угол; загнать в глухой переулок, в мешок, припереть к стенке, прижать.