Главная · Народная медицина · Подвижные игры для детей на свежем воздухе летом. Игры на свежем воздухе для детей

Подвижные игры для детей на свежем воздухе летом. Игры на свежем воздухе для детей

Все, что нам остается от дет­ства, - это несколько старень­ких игрушек, потрепанный дневник и несметные сокро­вища в виде значков или обер­ток от жвачек Turbo и Donald Duck. При взгляде на них испытываешь легкую грусть. Неужели все прошло и ничего не вернуть?.. Как бы не так! Есть еще игры, в которые мы играли в детстве.

Да, правила слегка позабылись. Ну и пусть! Отправля­ясь на шашлыки или просто на природу, можно (и даже нужно) позволить себе впасть в детство. Для вас и ваших ребя­тишек - лучшие подвижные игры для детей на свежем воздухе 1980-90-х!

Резиночки

Сейчас эта игра не так популярна среди девочек. А в наше время все было по-другому. Вспомним? Итак, главный и единственный инвентарь - обыч­ная бельевая резинка длиной около 2,5 метра, связанная в кольцо. Впрочем, сейчас продаются и специально предназначенные для прыгания. В игре участвуют не меньше трех человек. Двое натягивают резинку, надевая себе на ноги, а тре­тий выполняет различные комбинации прыжков через нее.

Начинают игру с самых простых и пос­тепенно их усложняют. Каждая комбинация отра­батывается на нескольких уровнях: по косточки, по лодыжки, по колени, по ягодицы. Если участ­ник ошибся, приходит очередь другого. Некоторые прыжки имеют названия - «пешеходики», «бантики», «березка». Самое простое упражнение заключается в следующем: нужно перепрыгнуть дву­мя ногами через одну резинку, потом через другую.

Выбивалы

Для этой забавы нужен нетя­желый мягкий мячик, иначе, попадая в малышей, он по­просту может сбить их с ног. Итак, для начала выбирают двоих выбивал, которые ста­новятся по краям поляны друг против друга. Остальные иг­роки располагаются в центре. Их задача - увернуться от ле­тящего мяча. Если выбивале удается кого-то задеть, тот выходит из игры. Но даже если так случилось, товарищи могут его спасти. Для этого нужно поймать мяч на лету и отдать его любому выбывшему. Игра считается законченной, когда «выбиты» все игроки.

Это весьма полезная забава и для взрослых (они теряют ненавистные килограммы), и для малы­шей (улуч­шает координацию).

Ручеек

Количество играющих должно быть нечетным. Все разбиваются на пары и становятся друг за другом, взявшись за руки и высоко подняв их. Водящий входит в этот живой коридор, выбирает себе кого-то из играющих и встает в его конец. А освободившийся игрок становится водящим. Чем быстрее «течет» ручеек, тем веселее.

Такая простая игра оказывается еще и очень смешной. Ведь взрослым дядям и тетям непросто пройти под мостиком из маленьких детских ручек. Эта забава отлично сплачивает участников

Квач

Эту игру знают еще как догонялки, са­лочки, колдунчики. Чтобы силы участ­ников были равными, в нее лучше иг­рать или только взрослым, или исклю­чительно ребятишкам. Вначале выбирают ведущего. Он счи­тает до условленного числа (обычно до 10), а остальные игроки разбега­ются в разные стороны (не слишком далеко). Задача ведущего - догнать и коснуться каждого из них. Те, до ко­го он дотронулся, замирают на месте. Когда все игроки «осалены», послед­ний объявляется ведущим.

Есть и более простой вариант игры. Но зато он гораздо динамичнее. Ве­дущим становится тот, кого первого догнал и коснулся колдунчик.

Если ты видишь, что малыш долго не может никого «осалить», то стоит вме­шаться и поменять ведущего. Иногда карапузы нарушают правила: бегают, хотя до них дотронулись; прячутся за деревья, чтобы их нельзя было уви­деть; толкают товарищей. Взрослые должны объяснять своим сыночкам и дочкам, что так игра превращается в беспорядок и через какое-то время всем станет неинтересно.

Море волнуется - раз

Ведущий произносит маги­ческое заклинание: «Море волнуется - раз, море вол­нуется - два, море волнует­ся - три», а затем называ­ет, какая фигура должна замереть на месте. На­пример, морская. Если он разгадал все фигуры, выбирается новый веду­щий, а если нет - ему при­дется водить заново.

Рыбаки и рыбки

Малыши резвятся вовсю? Дай взрослым немного передох­нуть, а сама предложи ребятишкам поиграть в рыбака и рыбок. Возьми в руку один конец скакалки, наклонись и начинай крутиться на месте так, чтобы скакалка проно­силась низко над землей. Малыши должны через нее перепрыгивать. Кого она коснулась, тот пойман. Победитель - последняя «рыбка».

Съедобное- несъедобное

Все становятся в круг. Ведущий (в центре) бросает мяч одному из игроков, произнося какое-нибудь слово. Если оно означает что-то съедобное, мяч следует поймать и вернуть обратно. Если же на­званный предмет есть нельзя, мяч, соответственно, не нужно ловить. Игру можно усложнять или упро­щать. Например, называть только цветы, деревья или животных.

На эту забаву похожа «Горячая картошка ». Пусть кто-то из взрос­лых начнет петь любую детскую песенку. В это время участники будут бросать мяч друг другу. Когда песенка прервется, тот, у кого оказалась «горячая картош­ка», выходит из игры. Если малыши сильно расстраи­ваются из-за того, что выбывают, не выводите их из круга. Просто повеселитесь все вместе, бросая мячик. Кстати, песенку могут ис­полнять не только взрослые…

Фрисби

Есть множество игр, в которых используется пластмас­совая летающая тарелка. Ею можно сбивать находящи­еся на расстоянии предметы (наподобие городков), или перекидывать ее между всеми участниками. Если вы возьмете две тарелки, то сможете поупражняться в ловкости, быстро бросая их друг другу одну за другой.

Вожатый, вожатый, подай пионера!

Если в игре будут участвовать взрослые, то им придется под­даваться малышам. Ведь силы неравные. Правила такие: игроки делятся на две команды и выстраиваются в шеренги друг против друга. Расстояние между ни­ми должно быть не меньше 4-5 м. Члены команд берутся за руки. Лучше, если хоть одну ручку ребенка будет держать кто-то из взрослых. Для безопасности!

Первая команда кричит: «Вожатый, вожатый, подай пионера!» Вторая в ответ: «Кого?» Первая: «Васю!»

Мальчик выходит из своей шерен­ги и бежит на «врагов», намерева­ясь разбить цепь. Если получилось, то он забирает любого из двоих игроков, чьи руки он разбил. Если попытка оказалась тщетной, то он остается в чужой команде, удлиняя ряд. Игра завершается тогда, когда в одной из команд больше не остается игроков. Ребятишки могут поинтересоваться, кто такие пионеры и почему вожатые должны их подавать. Приго­товься ответить!

Воздушный змей

Ваша компания расположи­лась на открытом пространстве? Вы сможете порадовать детвору, запустив воздушного змея. Делать это лучше вдвоем.Разместитесь так, чтобы ветер дул в спину тому, кто держит веревку, и соответственно в лицо помощнику. Разматывая веревку, отойди от товарища на 20-25 метров. За­няв позиции, натяните ее. Потяни за нее, когда почувствуешь порыв ветра, а помощник в это время должен отпустить воздушного змея, слег­ка подбросив его носом вверх.

Если запуск прошел удачно, то игрушка поднимется в небо и будет там парить. Ветер осла­бевает и воздушный змей начинает падать? Потяни веревку на себя. Для того чтобы опустить змея, необходимо просто смотать ее на катушку.

Перетягивание каната

Снова нужно разделиться на две команды. Желательно, чтобы силы в них были при­мерно равными. Игроки обеих групп хватаются руками за противоположные концы длинного каната или веревки. Выигрывают те, кому удается перетянуть противника за черту, проходящую в районе середины каната. В этой игре существуют и запре­ты. Так, не разрешается оборачивать веревку вокруг тела или облегчать себе задачу, садясь на корточки. Совсем крошкам в этой забаве лучше не участвовать - есть риск получить травму. Вдруг на ребенка кто-то упадет или наступит?

Перетягивать канат обожают взрослые. Сыграйте в эту игру «на желание». Какое? На­пример, проигравшая команда дружно изображает курочек. Вот малыши повеселятся!

Болото

На земле расчерчивают классики. Участник игры бросает свой камешек в первый класс, на одной ноге прыгает в этот же класс, из первого толкает его во второй, а затем через «болото» в третий класс, оставаясь на одной ноге, и так доходит до пятого класса. Из последнего класса он или вышибает камень сразу, через все классы, в поле, или толкает его, прыгая на одной ноге, из класса в класс, по порядку, или выносит камень на носке ноги. Если камешек попал в болото, игру нужно начать сначала.

Найди себе пару

Играющие становятся попарно в один общий круг. Водящий находится в середине круга. По команде руководителя «Лицом к лицу!» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу, потом следует команда «На место!». По команде «Спиной к спине!» они становятся друг к другу спиной. По команде «Меняйтесь в парах!» каждый ищет себе другого партнера. В это время водящий старается стать с кем-нибудь в пару. Тот, кто останется без пары, становится водящим.

Челнок

Перед началом игры все участники должны встать в круг. В одном месте круг разомкнут. Отсюда начинается игра. Из числа играющих выделяются двое: один — догонялка, другой — «челнок». Остальные участники игры поднимают руки, образуя воротца. К началу игры в первых воротцах стоит догонялка, а во вторых — «челнок». По свистку руководителя игра начинается. «Челнок» бежит змейкой по кругу, не пропуская ни одни воротца, а догонялка со жгутом в руках неотступно преследует его. Если догонялка успеет догнать «челнока» прежде, чем он дойдет до конца круга, то сам становится «челноком», а прежний «челнок», осаленный им, идет в конец круга и образует новые воротца. Если же «челнок» не будет настигнут раньше, чем проскочит последние воротца, то он получает жгут и становится догонялкой, а «челноком» становится очередной игрок из круга.

Лабиринт

Из числа играющих выбираются двое: убегающий и догоняющий. Остальные становятся в колонны по 5 человек и размыкаются на длину вытянутых рук. Затем все поворачиваются направо и опять размыкаются, разведя руки в стороны. Между играющими, таким образом, образуются как бы параллельные коридоры, направление которых меняется и зависит от того, в какую сторону они повернуты.

В одном из коридоров находится убегающий, его преследует догоняющий. Продвигаться они могут только вдоль коридоров, подлезать под руки нельзя.

Руководитель уславливается с участниками игры, что всякий раз, когда он подает сигнал, все поворачиваются направо и вновь вытягивают в стороны руки. Благодаря этому убегающий и догоняющий могут неожиданно оказаться в разных коридорах. Если догоняющему удастся осалить убегающего, они меняются ролями. После этого выделяется новая пара и игра продолжается.

Палочка-выручалочка

Это одна из наиболее распространенных и любимых среди малышей игр. Все играющие, за исключением одного, прячутся. Когда спрятались, выходит водящий с палочкой-выручалочкой. Его задача — обнаружить всех, кто спрятался. О своем приходе он извещает ударами палочки по дереву, скамье или другому предмету, возле которого она будет лежать (место должно быть всем известно). При этом он говорит: «Палочка-выручалочка, наша игра впереди, палочка-выручалочка, кто прозевает — води!» — и, оставив палочку на месте, идет отыскивать спрятавшихся. Заметив кого-нибудь, он бежит к палочке, ударяет ею и кричит, что найден такой-то, он там-то. Затем опять, положив палочку на место, он идет отыскивать остальных, но сам боится отойти далеко от палочки, так как каждый из ненайденных может прибежать, постучать палочкой и сказать: «Палочка-выручалочка, выручи меня!». После этого все (и те, кто был найден) вновь должны прятаться, а водящий — искать. Увидев, что кто-нибудь из игроков, не найденных им, бежит к палочке, он должен постараться его опередить, подбежать к палочке и, прежде чем ее схватят, ударить ею и сказать, что такой-то найден.

Успей взять кеглю

Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу. Расстояние между ними — 10 м. Игроки каждой из шеренг рассчитываются по порядку номеров. Между шеренгами (на равном расстоянии от них) ставят кеглю. Руководитель называет какой-либо номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Каждый стремится первым схватить кеглю. Тот, кто сумеет это сделать, убегает в свою шеренгу, а противник старается его запятнать. Если игрок с кеглей вернется в шеренгу, не будучи запятнанным, его команда получает два очка, а если его запятнают — одно очко. Затем руководитель называет другой номер, и бегут другие игроки. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Сбей мяч

Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу на расстоянии 10—15 м. Обе команды рассчитываются по порядку номеров. Перед носками играющих каждой шеренги проводят линию. Между шеренгами на равном расстоянии от них ставят стул и кладут на него мяч. Руководитель называет какой-нибудь номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Они должны добежать до противоположной шеренги, наступить ногой на линию и на обратном пути сбить со стула мяч. Команде, представитель которой это выполнит, опередив соперника, засчитывается очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Перетягивание по кругу

Играющие делятся на две равные команды и располагаются одна снаружи, а другая внутри линии круга лицом друг к другу. Задача игроков, находящихся в круге, — втащить в круг своих соперников, а игроков, стоящих вне круга, — вытянуть противника за пределы круга. Игра проводится в виде коротких схваток продолжительностью 1—2 минуты. Втянутые в круг и вытянутые из круга выходят из игры. Тянуть можно, только захватив партнера за руки или за пояс. Побеждает команда, в которой после 4—6 схваток останется больше игроков.

Перемена мест

Две команды по 8—10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу, на противоположных концах площадки, за линиями города (дистанция 10—12 м), и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу руководителя они бегут навстречу друг другу, стараясь как можно быстрее оказаться за чертой противоположного города, повернуться лицом к центру площадки и построиться в шеренгу. Побеждает команда, сделавшая это быстрее. При перебежке игроки, чтобы не мешать друг другу и не столкнуться с бегущими навстречу, должны придерживаться правой стороны.

При повторении игры можно менять способы передвижения: передвигаться прыжками на двух ногах, на одной ноге, прыгать со скакалкой и т. д.

Бег сороконожек

Играющие делятся на две-три команды по 10—12 человек. Каждая команда получает длинную веревку. Игроки равномерно располагаются по обе стороны веревки, за которую они держатся, соответственно, правой или левой руками. По сигналу команды бегут к финишу (дистанция в 30—40 м), все время держась за веревку. Выигрывает команда, прибежавшая к финишу первой, при условии, что ни один из ее участников не бросил веревки.

Вьюны

В командах по 6—7 человек. Каждая команда выстраивается в колонну по одному. По сигналу стоящий первым быстро поворачивается кругом, после чего второй берет его за пояс и они вращаются вдвоем, затем втроем и т. д. Игра заканчивается, как только последний участник команды присоединится к своей колонне и все ребята повернутся вокруг оси.

Скорый поезд

В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти и во время ходьбы двигают руками наподобие паровозного шатуна. Когда передний игрок — паровоз — возвратится на место с полным составом, он должен подать протяжный гудок. Выигрывает команда, первой прибывшая на станцию.

На новое место

Две команды выстраиваются в колонны по одному. На расстоянии 15—20 м от них проводится черта. По сигналу руководителя первые и вторые номера каждой команды, взявшись за руки, бегут за черту. Первые номера остаются на новом месте, а вторые возвращаются, берутся за руки с третьими игроками и опять бегут до черты. Затем остаются вторые номера, а третьи возвращаются, чтобы объединиться с четвертыми и т. д. Побеждает команда, все игроки которой первыми окажутся на другой стороне.

Кто выбьет шайбу?

На земле чертят два круга диаметром 40— 50 см. Центр одного должен отстоять от центра другого примерно на 80 см. За кругами становятся двое играющих. Каждый из них получает по клюшке. В центре каждого круга кладут по шайбе. Надо выбить шайбу из круга противника и сохранить свою.

Узнай, кто затейник

В игре принимают участие 20—30 человек. Они становятся в круг или рассаживаются произвольно. Выбирают отгадчика. Он должен на время удалиться. Пока его нет, играющие выбирают из своей среды затейника. Его роль состоит в том, чтобы показывать различные движения (хлопки в ладоши, потряхивание кистями рук, вытянутыми вперед, над головой, покачивание головой и т. д.), которые все играющие должны в точности повторять.

Отгадчик возвращается, когда все проделывают первое движение, которое затем при нем меняется вторым, третьим и т. д. Наблюдая внимательно за всеми, он должен попытаться определить, от кого исходит новое движение, кому ребята подражают, кто исполняет роль затейника. Затейник же старается вводить новое движение незаметно, когда отгадчик смотрит в другую сторону.

Если отгадчик правильно назовет затейника, игра заканчивается или повторяется с новым отгадчиком и новым затейником. Если же он догадаться не сможет, выбирают нового отгадчика.

Музыкальные змейки

Играющие разбиваются на 3—4 равные по количеству участников команды. Они выстраиваются в колонны по одному параллельными рядами. Во главе каждой команды водящий.

Каждая команда выбирает какую-нибудь знакомую песню. Когда раздается мелодия выбранной песни, вся команда во главе с водящим начинает двигаться по площадке, поворачивая за ним то в одну, то в другую сторону. Когда звучит другая песня, команда немедленно останавливается, двигаться начинает та команда, чью песню исполняют. Мелодии песен повторяются по несколько раз. Водящие должны вести за собой колонны так, чтобы они переплетались с другими колоннами в разных направлениях. Когда они запутаются окончательно, руководитель дает свисток. По этому сигналу все команды должны как можно быстрее занять свое первоначальное положение и поднять вверх руки. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

Приглашение

Все играющие становятся в круг. Водящий идет внутри круга под музыку, внезапно останавливается перед кем-либо из играющих и, сделав в его сторону поклон, приглашает следовать за собой. Дальше они идут по кругу уже вдвоем. Водящий вновь останавливается перед кем-либо и приглашает третьего, потом таким же образом приглашает еще 10—12 человек, стоящих в разных местах круга. Водящий может передвигаться танцевальным шагом и на ходу под музыку делать всевозможные движения, которые все идущие за ним должны в точности повторять. Неожиданно руководитель дает сигнал (или музыка обрывается). Водящий и играющие разбегаются в разные стороны и становятся в общий круг в любое место, независимо от того, кто где стоял раньше. Тот, кто запоздает и встанет в круг последним, становится новым водящим.

Без пары

Взявшись за руки, играющие образуют два круга, один внутри другого. При этом во внешнем круге должно быть на одного человека больше, чем во внутреннем. Играет музыка, и играющие начинают движение. Один круг двигается по ходу часовой стрелки, другой — в обратном направлении. По сигналу руководителя музыка обрывается. Участники игры. произвольно разбиваясь по парам, берут друг друга за руки, причем стараются сделать это как можно быстрее. Тому, кто останется без пары, руководитель предлагает сплясать, отгадать загадку, сказать скороговорку и т. д. После этого все становятся в два круга, и игра повторяется.

Найди свою пару

Играющие становятся в круг парами, лицом в сторону движения, и берутся за руки. Под веселую, танцевальную музыку они идут по кругу, танцуя кто как умеет. Внезапно руководитель подает сигнал. Все опускают руки, и те, кто находился во внутреннем круге, быстро поворачиваются и продолжают двигаться в обратном направлении, остальные продолжают двигаться в прежнем направлении. Спустя некоторое время руководитель подает второй сигнал, по которому каждый играющий должен быстро найти свою пару и, не останавливаясь, продолжить танец по кругу. Музыка не прекращается ни во время сигнала, ни во время поисков играющими своих пар.

Сигналы подаются через разные промежутки времени. Можно дать возможность играющим разойтись в разные стороны шагов на 10—15, а можно подать сигнал, когда они не успеют сделать и 2—3 шагов.

Тропинка

Играющие разбиваются на группы по 6—10 человек. Каждая группа, взявшись за руки, образует круг. Игра начинается с бега детей вправо по кругу. По сигналу «Тропинка!» — играющие каждого круга должны построиться в цепочку и присесть. Когда руководитель выкрикивает: «Копна!» — каждый круг делится на две подгруппы, игроки соединяют руки и поднимают их вверх. По сигналу «Горка!» — ребята снова строятся в цепочку, но при этом первые встают во весь рост, а следующие за ними приседают, образуя горку.

Сигнал «Горка!» нужно вводить, когда все научатся правильно выполнять команды ведущего. Та группа, которая раньше и лучше других выполнит задания, получает одно очко, после чего игра возобновляется. Выигрывают набравшие большее количество очков.

Белки, орехи, шишки

Играющие рассчитываются по три. Первые номера — белки, вторые — орехи, третьи — шишки. Каждая тройка (белка, орех, шишка) берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки. Руководитель кричит: «Белки!» — и все играющие, названные белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становится белкой, а оставшийся без места —- водящим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» — меняются местами другие игроки.

В разгар игры можно подать команду: «Белки, орехи, шишки!». Тогда все игроки должны поменяться местами.

Подвижные игры не только развивают силу, ловкость, смекалку, вырабатывают быструю реакцию, но и доставляют детям огромную радость. А подвижные игры на воздухе приносят еще и огромную пользу здоровью.
Игр, в которые можно играть на улице, очень много. Одни дают возможность познакомиться со сверстниками и быстрее найти с ними общий язык, другие учат договариваться или мириться, если вдруг возникают конфликты, третьи помогают преодолеть стеснительность. И все они – очень увлекательное занятие и большое удовольствие для ребенка.
Наверное, самая распространенная и самая любимая детская игрушка – мячик. И не случайно именно с мячом придумано столько игр.

Одна из них – игра «Попугайчики», одинаково хорошо подходящая как для самых маленьких ребятишек, так и для детей постарше. Для этой игры нужен теннисный мячик или примерно такой же по размеру, а играть в нее можно одному, можно вдвоем, а можно – компанией. Игра заключается в выполнении нескольких простых упражнений с мячом:

  • несколько раз подбросить мячик и поймать его, каждый раз стараясь подбрасывать все выше и выше;
  • подбросить мячик и, прежде чем его поймать, успеть хлопнуть в ладоши, увеличивая число хлопков с каждым следующим броском;
  • подбросить мяч вверх, дать ему упасть и поймать отскочивший от земли;
  • держа мячик в руке, отпустить его и поймать на лету другой рукой;
  • подбросить вверх лежащий на ладони мячик, перевернуть руку и поймать его тыльной стороной кисти, еще раз подбросить и поймать уже руками;
  • завести руку с мячом за спину, бросить так, чтобы он полетел вперед, и поймать его другой рукой.

Если мячик падает на землю, то ход получает другой игрок, и так по очереди.
Очень веселая, и вместе с тем, простая игра с мячом – «Съедобное-несъедобное», которая отлично тренирует внимательность. Все дети выстраиваются в ряд, а ведущий становится перед ними на расстоянии нескольких метров и бросает по очереди каждому мячик, называя при этом любой пришедший ему на ум предмет. Если предмет съедобный, то игрок должен поймать мяч, если нет – отбить или пропустить. Среагировавший правильно делает шаг вперед, не правильно – шаг назад. Выигрывает тот, кому удалось добраться до ведущего. В награду он сам становится ведущим. Обычно эта игра сопровождается взрывами хохота, так как по невнимательн6ости можно съесть стул или машину.
Девочки очень любят игру «Я знаю», в которой можно продемонстрировать не только ловкость, но и эрудицию. Сначала ставится задача: перечислить по пять названий рек, морей, городов, цветов и т.п. Играющий бьет рукой мяч об землю, на каждый удар произнося по одному слову, начиная с «Я знаю пять …» и дальше перечисляя то, о чем договорились. При ошибке или потере мяча игрок теряет ход. Выигрывает первый, выполнивший задание.
А вот игра «Десятки» больше полюбилась мальчикам. Для этой игры нужен не только мяч, а еще и стена с относительно ровной площадкой перед ней. Каждый игрок в строгой последовательности должен выполнить следующие упражнения:

  • десять раз как в волейболе ударить мячом об стенку;
  • девять раз ударить мячом об стенку, стукая по нему снизу ладонями;
  • восемь раз бросить мяч под правую ногу так, чтобы он стукнулся сначала об землю, затем об стенку, после чего поймать его руками;
  • семь раз сделать то же самое, только через левую ногу;
  • стать лицом к стене и, расставив ноги, шесть раз бросить мяч сзади так, чтобы проскочил между ног, ударился об землю, об стенку, и поймать его руками;
  • пять раз повторить предыдущее упражнение, стоя к стене спиной;
  • четыре раза ударить мяч об стену, подождать, пока от отскочит от земли и, не ловя, еще раз ударить об стену, после чего поймать руками;
  • сложить ладони «лодочкой» и три раза, не роняя, ударить мячом об стенку;
  • два раза сведенными вместе кулаками ударить мячом об стенку;
  • один раз прямым пальцем ударить мячом об стенку.

В завершение сдать «экзамен»: по одному разу повторить все упражнения. Причем во время экзамена нельзя хихикать или смеяться.
Для игр «Картошка», «Одиннадцать» и «Вышибала» нужен уже волейбольный мяч, подходят эти игры детям постарше.
При игре в «Картошку» все становятся в круг и играют в волейбол, пасуя мяч друг – другу. Уронивший садится в круг. Его можно «спасти», попав по нему мячом. Если кто-либо из сидящих сможет перехватить летящий мяч, то спасены будут все, а в круг садится упустивший мяч.
Игра «Одиннадцать» очень похожа на «Картошку». Все также становятся в круг и первый пасующий произносит: «Один». Следующие игроки про себя считают пасы, одиннадцатый должен мяч отбить в землю. Если просчитался, то садится в круг.
Игра «Вышибала» требует очень большой сноровки и ловкости. Двое игроков становятся по краям довольно просторной площадки. Все остальные в центре. Их задача в том, чтобы увернуться от летящего мяча, а задача «вышибал» попасть в бегающих, тогда они вылетят из игры.
Но, конечно, не только с мячиком можно играть на улице.

«Прятки» — эта игра является одной из самых любимых, и не одно поколение детишек играло в нее. Правила игры очень просты. Ведущий должен отыскать всех спрятавшихся. Как только он кого-нибудь находит, то бежит с ним наперегонки к условленному месту. Добежавший первым обязан «застукалиться». Новым ведущим становится «застукаленный» последним. Одна из разновидностей этой игры – «Московские прятки». Отличаются «Московские» от «обычных» только началом игры. Ведущий становится спиной к остальным игрокам, и один из них хлопает его по плечу. Ведущий должен угадать того игрока, который его хлопнул. Если угадал, то этот игрок бежит или прыгает к какому-либо месту, если нет, то прыгать приходится самому ведущему. А остальные ребята в это время прячутся. Дальше игра продолжается, как обычно.

Самым настоящим приключением для детей с разгадыванием хитрых меток, распутыванием замысловатых следов и азартной погоней является игра «Казаки – разбойники». Играют в игру две команды. Одна остается в определенном месте и считает до заранее оговоренного числа, после чего начинает погоню. Другая команда убегает, показывая противнику направление своего движения начерченными мелом стрелками. Задача догоняющих в том, чтобы найти все стрелки, правильно сориентироваться и настичь убегающих. Игра учит быстро соображать, мыслить логически и ориентироваться на местности.
Разновидностями «салок» являются игры «квача» и «выше ноги от земли». В «квачу» играют двумя способами. В первом случае один игрок, «квач», догонят убегающих от него других игроков. Тот, кого он догонит, становится «квачом». Во втором случае все, кого сможет догнать «квач», превращаются в его помощников. В игре «выше ноги от земли» ловить разрешается только тех игроков, ноги которых находятся на земле. Чтобы спастись от догоняющего, можно залезть на какое-либо возвышение: скамейку, горку. А можно лечь на землю и задрать ноги вверх.
Большой выдержки и внимания требует игра «Тише едешь – дальше будешь». Для этой игры нужна довольно большая площадка. Чертятся две ровные линии на расстоянии примерно 30 метров. Одна «старт», другая «финиш». Все игроки, за исключением водящего, становятся на старте. Водящий стоит на финише спиной ко всем остальным. «Тише едешь – дальше будешь», произносит водящий. После чего командует: «Раз, два, три!». Игроки на старте начинают двигаться к финишу. Но, как только водящий поворачивается, все должны замереть. Не успевшие отправляются обратно на старт. Выигрывает первый добравшийся до финиша.
В игру «Светофор» особенно любят играть маленькие дети. На площадке двумя линиями рисуется условная дорога шириной в несколько метров. Все играющие, кроме «светофора» становятся у одной стороны дороги. «Светофор» же на самой дороге спиной к остальным. Он называет любой пришедший ему на ум цвет. Те, у кого такой цвет присутствует в одежде, получают право спокойно перейти дорогу. Остальные должны успеть быстро перебежать дорогу, пока «Светофор» не обернулся и не поймал их. Пойманный становится «Светофором».
С цветом связана и другая игра – «Краски». В этой игре один игрок – «монах», второй – «продавец», все остальные «краски». Каждая «краска» выбирает себе цвет и шепотом сообщает его «продавцу». «Продавец» со своими «красками» садится на скамейку. «Монах» подходит к ним и произносит: « Я монах в синих штанах, пришел к вам за краской». На что «продавец» отвечает: « За какой?» После этого «монах» называет какой-нибудь один цвет. Если названная краска есть, то «продавец» сообщает об этом «монаху» и предлагает расплатиться за нее, хлопая ему по ладони сколько-нибудь раз. За это время «краска» пытается убежать. Удается – присоединяется к сидящим на скамейке, нет – сама становится «монахом». Если же «монах» не угадывает цвет и названной им «краски» нет на скамейке, то он должен проскакать круг на одной ноге и начать все снова.
«Классики» любимая игра девочек. Наверное, каждый видел эти «классики», нарисованные на асфальте. Два столбика примыкающих друг к другу клеток, пронумерованных по кругу от 1 до 10. Играют камешком, иногда плоскими жестяными коробочками. Сначала камешек бросают на цифру 1, затем, прыгая на одной ноге и толкая ею же камешек, перебрасывают его по всем «классам». Удачно пройдя через все «классы», не наступив на линию и не дав камешку попасть на нее, начинают игру сначала, но уже со следующего «класса». Выигрывает прошедший без ошибок все «классы».
Очень часто, набегавшись и напрыгавшись, дети все равно не хотят уходить домой. Как раз для этого случая подходят более спокойные игры, такие, как «Колечко», «Золушка», «Числа».
При игре в «Колечко» ребята держат перед собой сложенные вместе ладошки, а ведущий между ними проводит своими руками, тоже сложенными «лодочкой», незаметно опуская кому-нибудь колечко или другой маленький предмет. И после его слов: «Колечко, колечко, выйди на крылечко», обладатель предмета должен быстро выскочить из ряда игроков, тогда как остальные пытаются его удержать. Если у него это получается, то он становится ведущим.
«Золушка» игра, когда все садятся на скамейку, каждый снимает одну туфлю и бросает ее в кучу. Один отворачивается и говорит кому отдать указанную другим туфлю. В конце игры все оказываются обутыми в непарную обувь, что получается очень смешно и вызывает обычно бурю восторга.
«Числа» игра, когда ведущим загадывается некоторое число. Остальные игроки пытаются его отгадать, а ведущий словами «больше» и «меньше» направляет их в нужную сторону. Отгадавшему – приз. Игра спокойная, но может быть очень веселой, если пофантазировать с призами.

И это далеко не все игры, которыми дети могут заняться на свежем воздухе. Очень часто они придумывают и свои, не менее веселые и увлекательные, ведь творческая жилка заложена в них от природы. И пусть себе играют, лишь бы были здоровы и счастливы.

Лето - время безостановочного веселья. Главное преимущество этого времени года: для того чтобы хорошо развлечься, достаточно просто выйти на улицу. У всех нас есть двор или дача, а большего и не надо. Здесь тоже можно отлично провести время и устроить для своих и соседских детей самый настоящий праздник. Нужно лишь располагать парой относительно прямых рук и запасом энтузиазма.

1. Уличный твистер

Круто же, правда? Вы сами определяете размер игрового поля и величину цветных кругов в зависимости от возраста участников. Чтобы детям было удобнее, круги можно сделать поменьше. Готовится это всё элементарно: на асфальте проще всего рисовать цветными мелками (чтобы не пачкать руки, просто наметьте контуры кругов, а не закрашивайте их полностью). Если готовы рискнуть газоном, в продаже есть краски на водной основе, которые смоются дождём. Нарисовать круги одинакового размера поможет картонная коробка, в дне которой вырезано соответствующее отверстие.

2. Ловкость рук

Понятный без перевода пошаговый мастер-класс поможет в два счёта подготовить всё необходимое. Правила простые: игроки по очереди вытягивают палочки, пытаясь сделать это так, чтобы все мячики остались на месте. Побеждает тот, у кого в конце концов наберётся меньше упавших мячей. Инвентарь вы найдёте дома или в строительном магазине, благо стоит всё это дёшево. Палочки можно взять бамбуковые, их ещё часто используют как опору для цветов.

3. Падающая башня

Friedamischke/Depositphotos.com

Тут всё тоже понятно: по очереди убираем брусочки, у кого башня рухнет, тот и проиграл. Собственно, для игры только брусочки и нужны. Примерная длина - 25 см, общее количество - 48 штук. В строительном магазине покупаете достаточно толстые доски, пилите и ошкуриваете, а дальше есть варианты: можно оставить их в первозданном виде, а можно покрасить (только торцы, целиком или вообще расписать узорами).

4. Брезентовые вышибалы

Игра требует твёрдой руки и недюжинной меткости, а для её подготовки нужны всего лишь кусок брезента и цветной скотч. В брезенте прорезаете отверстия разной формы и величины (чем меньше, тем интереснее), их края обклеиваете цветным скотчем и каждому отверстию присваиваете свою стоимость в очках. Побеждает тот, кто за 10 бросков наберёт максимальное количество очков.

5. Набрось кольцо


Funkenschlag/Depositphotos.com

Сделайте стойку для колец сами или просто используйте то, что есть вокруг, хотя бы даже ветки дерева. Помните: чем дальше от цели стоит игрок, тем интереснее.

6. Гонки по наклонной

Для этой игры понадобятся нудлс - палки для плавания и аквааэробики. Продаются они в магазинах спорттоваров. Покупаете такую палку и аккуратно разрезаете вдоль. Полностью отделять половинки друг от друга не нужно, достаточно, чтобы они раскрывались на манер книги. Затем ещё более аккуратно прорезаете на каждой половине продольные желобки. Отмечаете флажками линии старта и финиша - трасса готова! Кататься по ней могут как игрушечные машинки соответствующего размера, так и просто стеклянные шарики.

7. Охота за сокровищами


tobkatrina/Depositphotos.com

К сожалению, сегодня дети проводят мало времени на свежем воздухе, но эта игра исправит дело. Составляем список сокровищ, которые игрокам нужно будет собрать. Шишки, разные виды цветов, листья, веточки необычной формы, что-то круглое, треугольное или квадратное, предметы красного, зелёного или жёлтого цвета. Распечатываем эти списки и наклеиваем на бумажные пакеты, а пакеты вручаем следопытам. Побеждает тот, кто первым собрал все предметы из списка.

8. Меткий бросок

С помощью дрели и шурупов прикрепляем пару-тройку вёдер разного размера к длинной доске, а её ставим вертикально (можно просто прислонить к стене). За попадание мячом в каждое из вёдер начисляется определённое количество очков. Чем меньше ведро, тем больше очков.

9. Полоса препятствий


pavsie/Depositphotos.com

Вот где можно дать волю фантазии! Использовать для создания полноценной полосы препятствий можно всё, что подвернётся под руку: старые покрышки, лестницы, верёвки, вёдра… Детям весело, а вы отдыхаете, пока ждёте их на финише с секундомером.

10. Бутылочный боулинг

Отличная игра и для детей, и для взрослых. Из необходимого: 10 пластиковых бутылок, краска и теннисный мяч. Покрасьте бутылки и мяч (чтобы всё выглядело совсем как настоящее), дайте им хорошенько просохнуть. Затем наполните бутылки водой - кегли готовы.

11. Палки в дело

Здесь опять понадобятся нудлс. С их помощью дети должны забросить как можно больше воздушных шаров в пластмассовую корзину. Просто, но довольно весело.

12. Крестики-нолики


Damocless/Depositphotos.com

В отличие от привычной бумажной версии, уличный вариант предоставляет куда большую свободу в выборе инвентаря. Можно взять крупную гальку или деревянные плашки и раскрасить их, а можно обойтись любыми подручными предметами.

13. Палочная Олимпиада

И снова нудлс. Главное преимущество этих штук - с ними можно делать всё что угодно. Хоть сгибайте, хоть в кольцо сворачивайте - они выдержат любое обращение. Для строительства импровизированных спортивных объектов лучше материала не найти.

14. Меткий бросок 2.0

Усовершенствованная версия игры. Бросаем мячики в жестяные банки, которые с помощью цепочки закреплены на ветке. Правила те же: за попадание в каждую банку даётся определённое количество очков, кто больше наберёт - тот молодец. Банки раскачиваются, так что попасть в цель не так-то просто.


DesignPicsInc/Depositphotos.com

Привычная игра становится гораздо интереснее, если участники стоят не на земле, а на перевёрнутых молочных ящиках или пеньках. Тут нужно проявить не только силу, но и изрядную ловкость.

16. Ледяные богатства

В жару это вызовет у детей полнейший восторг. Заморозьте в большой ёмкости воду с игрушками и всякими мелочами. Делать это нужно послойно, чтобы сокровища не опустились на дно. Дайте детям молоток и отвёртку - в ближайшие полчаса им будет чем заняться.

17. Дартс с воздушными шарами


stevebonk/Depositphotos.com

Название говорит само за себя. Надуйте шарики и скотчем или степлером прикрепите их к доске. Шума много, а веселья ещё больше.

18. Напольные игры

Правила те же, что и в традиционных настолках, только вместо игрушечных фигурок здесь люди, да и кубик побольше. Его, кстати, можно сделать из обычной коробки, обклеенной цветной бумагой. Расчертите мелом путь, который необходимо пройти, и поставьте все нужные метки: шаг назад, два шага вперёд, возвращение к старту.

19. Меткий бросок 3.0

Ещё сложнее, ещё интереснее. На смену вёдрам и банкам приходит стремянка. Остальные условия те же: каждой ступеньке присваивается стоимость в очках, набрать нужно как можно больше. Мячик здесь не подойдёт, поэтому сшейте небольшой мешочек и наполните его фасолью, рисом или гречкой. Для экономии времени сгодится даже старый носок.

20. Игры со светом


bluesnote/Depositphotos.com

Если становится темно, это вовсе не повод собираться домой. Неоновые палочки, которые продаются в отделах праздничных товаров, помогут продлить веселье. Прикрепите их на края ведёрок или банок, так вы с детьми сможете поиграть даже поздним вечером.

А во что вы летом играете с детьми? Ждём ваших рассказов в комментариях.

Прятки

Играют 3—10 человек. Выбранный водящий становится в условленном месте с закрытыми глазами, прислонившись к дереву или другому предмету. Это место называют «коном». Водящий громко считает до 20—30 (по уговору) или произносит считалку. Тем временем остальные прячутся в разные места.

Закончив счет, водящий открывает глаза и начинает искать ребят. Увидев кого-либо, называет его по имени и бежит на кон. Найденный бежит туда же, стараясь обогнать водящего и дотронуться до предмета, у которого тот стоял. Если он сделает это раньше водящего, то не считается пойманным и остается у кона, пока водящий ищет других. Когда все найдены, водящим становится первый игрок, не сумевший прибежать на кон раньше водящего.

Двенадцать палочек

Это усложненный вид пряток. На камень или сук кладется доска длиной 60—70 см, на один ее конец укладывают 12 палочек длиной 12—14 см Кто-либо из игроков или водящий ударяют ногой по поднятому свободному концу доски. Палочки разлетаются в разные стороны, и водящий начинает их собирать. За это время все прячутся. Уложив все 12 палочек на конец доски, водящий оправляется на поиски. Каждый найденный выбывает из игры. Если кто-то из спрятавшихся сумел добежать до доски и со словами «Двенадцать палочек летят» ударить по ней ногой, то водящий снова собирает их, а остальные участники игры (пойманные и непойманные) прячутся. Игрок, найденный последним, становится водящим.

Водящий стоит спиной к детям и говорит следующие слова:

Раз, два, три. Стоп!

И резко оборачивается назад. В то время, когда он произносит эти слова, все ребята бегут по направлению к нему. Как только он сказан «Стоп!», они должны замереть в неподвижном состоянии. Если водящий заметил, что ребенок двигается, он отсылает его опять за черту. Опять отворачивается и произносит эти же слова, ребята в то время продолжают бег. Это продолжается до тех пор, пока один из детей не подбежит к водящему и не дотронется до его спины. Тогда все бегут за черту. А водящий должен осалить одного ребенка. Тот становится водящим.

Бомбардиры

Участники игры перебрасывают волейбольный мяч друг другу пасом по воздуху (двумя руками сверху или снизу). В игре действуют основные правила волейбола, т. е. игрок не должен дважды подряд касаться мяча в воздухе, ронять его на землю. Допустивший ошибку при приеме мяча или пославший мяч неточно выходит из числа играющих и приседает в центре круга. Игроки, разыгрывающие мяч по кругу, могут сильным ударом послать мяч в присевших. Мяч, отскочивший от игроков, снова вводится в игру. Если мяч не задел кого-либо из сидящих игроков, тот, кто послал этот неудачный мяч, занимает место рядом с сидящими.

«Обстрел» продолжается до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч в руки. Тогда все встают и занимают места по кругу, а в середину идет игрок, с чьей подачи мяч был пойман.

Тарелочка по кругу

Четыре-пять человек встают по кругу на расстоянии 5—6 метров один от другого. У первого и третьего игроков в руках пластмассовая летающая тарелочка. По сигналу игроки метают свои тарелочки соседу по часовой стрелке. Поймав тарелочку от соседа справа, игрок посылает ее дальше, а сам должен поймать новую тарелочку с правой стороны. Если игрок не успел освободиться от одной тарелочки, а к нему прилетела вторая (оказался с двумя тарелочками), то игра останавливается и нерасторопный игрок получает штрафное очко. Оно присуждается и тому игроку, кто неточно (более чем шаг от игрока) бросил тарелочку или последняя пролетела выше головы.

Играют 8—10 минут. Победителем считается получивший меньше штрафных очков.

Можно увеличить число игроков в кругу, оставив две тарелочки. Тогда играть будет легче. Если желающих играть больше 8—10 человек, следует ввести в игру три тарелочки.

Лапта-стукалка

Играют на площадке размером с баскетбольную. Размечают боковые границы. Одна лицевая линия является «городом». Здесь располагаются участники игры — 8—10 человек. В 15 метрах от «города» в землю (внутри площадки) втыкают флажок на древке высотой 50 сантиметров. Нужен мяч и лапта — круглая палка длиной 1—1,2 метра, диаметром 4 сантиметра. Ручка немного тоньше, чтобы было удобнее держать в руке.

Один игрок встает на линию подачи, остальные стоят друг за другом сзади него. Другой игрок (ловец) выходит в поле и становится за флажком.

Первый игрок берет мяч и лапту. Подбросив мяч, выбивает его лаптой в поле, а затем бежит к флажку и трижды стучит лаптой по нему. После этого бежит обратно в «город». Игрок, находящийся в поле, ловит мяч в воздухе или подбирает с земли и старается запятнать бегущего. Если это удалось, то сам бежит за линию «города», а осаленный игрок, подняв мяч, бросает его вдогонку убегающему, чтобы в случае попадания выручить себя и вернуться в «город». Если он не сможет осалить убегающего, то остается в поле водить. Если водящий, бросая мяч в перебегающего, промахнется, то последний возвращается в «город» и встает в конец колонны, ожидая своей очереди на новый удар.

Правилами устанавливается, что если водящий сразу поймал мяч с подачи, то бегущий игрок меняется с ним местом. Бьющий лаптой по мячу имеет право на второй удар, если промахнулся. При вторичном промахе он встает в конец колонны, уступая место для удара стоящему за ним игроку.

Салка и мяч

Игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего, и передают друг другу мяч (волейбольный или баскетбольный). Задача состоит в том, чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. В этом случае водящий должен преследовать нового игрока. Водящий, если предоставится момент, может осалить мяч в руках играющего, последний тогда становится водящим.

Правила разрешают водящему в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если мяч оказался у водящего в руках, его сменяет игрок, виноватый в потере мяча (неточно бросивший мяч или не сумевший удержать его в руках).

Запятнай последнего

Две команды по 5—7 человек становятся друг за другом и берутся за пояс. Одна колонна стоит напротив другой.

По сигналу первый игрок каждой колонны стремится запятнать замыкающего игрока другой команды. Касание засчитывается, если игроки его команды не расцепили руки. Для этого они должны быть очень подвижными и внимательно следить за передвижением команды- гусеницы, которая пытается нанести ответный укол. За каждое правильное касание команде начисляется очко.

Игра продолжается 3—4 минуты, после чего определяется победитель — команда, набравшая больше очков.

Сбей городок

Проводят две черты на расстоянии 20 шагов. Это линии «городов», за которыми располагаются команды. Участники в них рассчитываются по порядку номеров. Посередине площадки кладут мяч или городок.

Ведущий громко называет номер. Игроки обеих команд, имеющие этот номер, устремляются в поле, бегут до черты противоположного «города». Наступив на нее ногой, они быстро разворачиваются и на обратном пути каждый из них старается первым ударить ногой по мячу (или сбить городок). Кто сумеет это сделать, приносит своей команде очко.

Когда все игроки вызваны по одному разу, подводите итог. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Сумей догнать

На площадке очерчивают или размечают предметами (камешками, городками, флажками и пр.) круг диаметром 9—12 метров. 6—8 человек располагаются по внешней стороне круга лицом против часовой стрелки на одинаковом расстоянии друг от друга и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая.

По сигналу все бегут в одну сторону, соблюдая дистанцию. По второму сигналу начинается соревнование. Задача каждого игрока — осалить бегущего впереди и не дать запятнать себя сопернику, находящемуся сзади. Осаленные покидают круг, остальные продолжают бег по кругу. Когда последний игрок осален, игра прекращается. Проигравшей считается команда, у которой больше запятнанных игроков.

Можно не разбивать участников по парам. Тогда каждый бегущий, запятнав игрока, находящегося впереди, продолжает бег по кругу, пытаясь осалить следующего, а осаленные покидают круг (идут в его середину). Выявляются 2—3 лучших бегуна, которые остаются последними.

Наступление

Две команды становятся в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки и выбирают себе название (например, «Космос» и «Земля»).

Игроки одной из команд берутся за руки и по сигналу начинают маршировать в сторону другой команды. Когда игроки подходят на расстояние 3—4 шагов, руководитель дает свисток. Игроки наступающей команды поворачиваются и стремительно убегают за черту своего дома, а игроки противоположной команды стараются догнать и осалить как можно больше ребят. Пойманных подсчитывают, и они продолжают играть за свою команду.

Затем по указанию ведущего наступают игроки другой команды, а стоящие напротив ловят их. Игра повторяется 4—8 раз. Выигрывает команда, на счету которой больше осаленных игроков.

Важно соблюдать главное правило: без свистка не прекращать движение и не выбегать в поле. Если это случилось, то команде нарушителя начисляется 3 штрафных очка (пойманных игрока). Один игрок может догнать и осалить до черты несколько человек.

Можно давать игрокам разные исходные положения: наступающие кладут руки друг другу на плечи, берут под руки, за руки, скрестно и т. д. Ожидающие мог стоять спиной, боком, сидеть, принять положение низко старта.

Скакуны и бегуны

Очерчивается площадка 9k 9 метров. Участвуют команды по 7—8 человек в каждой. На одной стороне площадки «дом скакунов». Игроки другой команды — «бегуны» — свободно располагаются внутри квадрата. Один из «скакунов» по вызову своего капитана на одной ноге впрыгивает в пределы площадки и, перемещаясь таким образом, старается салить игроков другой команды. По истечении 15 секунд сигналом «Домой!» капитан возвращает «скакуна» за площадку и посылает нового игрока.

Когда все игроки в поле переловлены, объявляется время, за которое «скакуны» осалили всех «бегунов». После этого команды меняются ролями, и игра повторяется. Снова отмечается время, потребовавшееся для ловли «бегунов». Побеждает команда, у которой это время оказалось меньшим.

В ходе игры команды соблюдают следующие правила: два «скакуна» в поле находиться не могут, следующий «скакун» выходит в поле после того, как предыдущий вернется домой. Любой игрок, оказавшийся в ходе игры за пределами площадки, выходит из игры. Выходит из игры и тот «скакун», который оступился на вторую ногу. За 15 секунд «скакун» может осалить любое число «бегунов», не нарушая правил. Капитан также участвует в ловле «бегунов». Пока все игроки не побывали в роли «скакунов», нельзя повторно высылать игроков в поле.

В горизонтальную мишень

Такой мишенью может быть начерченный на земле круг диаметром 30 сантиметров. Играющий становится в 5 шагах от круга и старается забросить в него шайбу (попадание на черту не засчитывается). Каждому представляется 3—5 бросков.

Меткий футболист

В начерченный на земле круг ставят мяч, в 6 шагах от него за чертой становится игрок. Ему завязывают глаза или надевают на голову бумажный колпак, имеющий форму ведра без дна. Игрок поворачивается кругом на 360°, стараясь снова оказаться лицом к мячу, подходит к мячу и ударяет по нему ногой. Редко кому удается выполнить упражнение с первого раза.

Точный расчет

На земле чертят круг диаметром 40—60 сантиметров. В него с завязанными глазами становится играющий. Его задача — выйдя из круга, сделать 8 шагов и опять вернуться в круг. Если нога на черте, то упражнение не считается выполненным.

Хлопни по шару

К вбитой в земле палке или к табурету привязывают хорошо надутый шарик. В 8—10 шагах от него становится играющий с закрытыми глазами. В руках у него гимнастическая (или любая другая) палка. Игрок без чьей-либо помощи делает поворот кругом на 360°, затем идет вперед. Его задача — остановиться перед шаром и хлопнуть по нему палкой.

Циркачи

Нелегко передвигаться, перебирая ногам по большому вращающемуся шару или круглому без сучков полену. Если добыть шар практически невозможно, то отпилить 2 кругляка от полена или добыть 2 куска (длиной 50—60 см) трубы диаметром 20—30 сантиметров в условиях двора вполне возможно. Применить их можно в соревновании на скорость и равновесие. .

Если в беге, переступая по вращающемуся предмету, оба участника оступились, им дается вторая попытка, после которой (в случае неудачи) они выбывают из соревнования.

Выбей шайбу

На земле чертят два круга диаметром 80 сантиметров. Расстояние между кругами 1 метр. В центре каждого круга лежит шайба или городок. Два соперника с клюшками (гимнастическими палками) в руках стараются выбить шайбу из кружка противника и защитить свою, не заходя при этом ни в тот, ни в другой круг. На поединок дается 2 минуты. Если игроки не добились успеха, прибавляется еще 1 минута.

Ловушка

Ребята образуют три больших круга. Всем стоящим во внутреннем круге раздают бумажные шапочки (козырьки, кокошники). Взявшись за руки, ребята с песней движутся по кругу: наружные круги в одну сторону, а внутренний — в другую. Неожиданно раздается свисток, по которому игроки двух наружных кругов попарно берутся за руки, стараясь взять в кольцо кого-нибудь из игроков внутреннего круга. Если игрок из внутреннего круга успел присесть, его не трогают. У тех же, кто попался в ловушку, отбирают шапочку. Так игра проводится несколько раз. Все ребята, которым удалось сохранить свои шапочки, считаются победителями.

Капканы

Играющие образуют круг и становятся в двух шагах друг от друга лицом к центру. Каждый 6-й или 8-й игрок (по усмотрению руководителя, в зависимости от числа играющих) берется за руки со своим соседом справа. Они поднимают руки вверх, образуя воротца-капканы, и поворачиваются так, чтобы воротца оказались над линией круга. По команде руководителя играющие поворачиваются направо и начинают бег по кругу При этом они должны пробегать через все попадающиеся по пути капканы. По свистку (или другому условному сигналу) капканы захлопываются (пары, державшиеся за руки, опускают их вниз), и игроки, оказавшиеся пойманными (застрявшие в капканах), выходят в середину круга. Из них образуются новые пары, которые, взявшись за руки, становятся в разных местах круга, увеличивая число капканов. Игра продолжается до тех пор, пока непойманными останутся 5 игроков. Они считаются победителями.